Кафедра возрастной и семейной психологии

Родители на защите информационной безопасности детей. Профилактика кибер- и интернет-зависимости

08.05.2021
развернуть

        

Родители на защите информационной безопасности детей. Профилактика кибер- и интернет-зависимости

 

Интернет представляет собой огромное количество информации, причем далеко не всегда безопасной. В связи с этим и с тем, что возраст, в котором человек начинает работать с Интернет, становится все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им в этом сможет помочь, если не их родители и педагоги?!

Родители должны быть информированы не только о возможной опасности для ребенка, но и способах обеспечения его безопасности в сети Интернет.

Следует понимать, что подключаясь к Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.

Психологи и врачи говорят о появлении новой болезни - компьютерной зависимости. К сожалению, больше всего этому не дугу подвержены именно школьники. Специалисты ведут речь о появлении «синдрома интернет-зависимости», когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя от реальности в мир виртуальный.

Еще недавно компьютеры были скорее роскошью, но уже сейчас являются чуть ли не “предметом первой необходимости”.

Сегодня мы с вами остановимся на особенно важной проблеме современных школьников – зависимости от Интернета и правилах безопасного поведения в сети.

Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в приеме привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными симптомами. Рост толерантности означает привыкание ко всё большим и большим дозам.

Интернет-зависимость – это навязчивая потребность в использовании Интернета.

Существует 15 признаков Интернет -зависимости:

  1. Ребёнок использует Интернет как средство от стресса.
  2. Ребёнок часто теряет счёт времени, в то время как находится в Интернете.
  3. Ребёнок жертвует сном за возможность провести больше времени в он-лайне.
  4. Ребёнок больше предпочитает тратить своё время на Интернет, а не на друзей или семью.
  5. Он или она лжёт членам семьи и друзьям о количестве проведённого времени в сети.
  6. Ребёнок становится раздражительным, если ему не разрешают подключиться к Интернету.
  7. Он или она потерял (а) интерес к тем занятиям, которые считал (а) приятным времяпрепровождением до получения доступа к Интернету.
  8. Ваш ребёнок формирует новые отношения с людьми, встреченными в он-лайне.
  9. Он или она проверяет свою электронную почту несколько раз в день.
  10. Он или она пренебрегают отношениями, достижениями, или образованием из-за Интернета.
  11. Ребёнок не соблюдает установленных вами сроков на использование Интернета.
  12. Они часто едят перед компьютером.
  13. У ребёнка проявляются симптомы ломки, включая: беспокойство; неугомонность; дрожащие руки после продолжительного неиспользования Интернета.
  14. Ребёнок постоянно думает об Интернете.
  15. Они перестают отличать виртуальный мир от реального.

Психологи выделяют 5 типов Интернет-зависимости:

  • бесконечный веб-серфинг — постоянные «путешествия» по Интернету с целью поиска информации;
  • пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам, характеризуется большими объёмами переписки, постоянным участием в чатах, форумах, избыточностью знакомых и друзей из Интернета;
  • игровая зависимость — навязчивое увлечение сетевыми играми;
  • навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет-магазинах;
  • киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов.

Очень важно распознать интернет-зависимость детей на ранней стадии и установить пределы на его использование.

Школьники заходят в социальные сети, скачивают музыку и фильмы, выкладывают в сети фото, музыку, видео, посещают чаты, создают персонажи, животных, аватары, пользуются файлообменниками. Активная деятельность в этих направлениях несет с собой расширение диапазона контентных, коммуникационных и электронных рисков.

Интернет-зависимость характеризуется сильным желанием ребенка быть в сети, что приводит к нежеланию проводить время с семьей и друзьями, спать, посещать и делать уроки. Ребенок может перестать следить за своим внешним видом, начинает болезненно реагировать на просьбы отвлечься от компьютера, терять контроль за своим временем, лгать, причем уход от реальности может усиливаться день ото дня.

Родители должны уметь распознать признаки надвигающейся зависимости, прежде чем она станет реальной проблемой. Но это легче сказать, чем сделать. Зависимость от Интернета все чаще называют чумой XXI века. В отличие от сигарет, алкоголя или наркотиков запретить Интернет нельзя – глобальная Сеть прочно вошла в нашу жизнь. Интернет – необходимый инструмент, которым ребенку в новом тысячелетии предстоит пользоваться постоянно.

Младший подростковый возраст (7-10 лет)— время быстрых изменений в жизни. Хотя дети все еще сильно зависят от своих родителей, они уже хотят некоторой свободы. Ребята начинают интересоваться окружающим миром, и отношения с друзьями становятся для них по-настоящему важными. Дети этого возраста используют Интернет для разработки школьных проектов, выполнения домашних заданий. Кроме того, они загружают музыку, пользуются электронной почтой, играют в онлайновые игры и заходят на фанатские сайты своих кумиров. Их любимый способ общения — мгновенный обмен сообщениями. Юные школьники будут иметь дело с Интернетом не только у себя дома, но и в школе, и у друзей.  Вы вместе с  детьми  должны обсудить, как использовать Интернет надлежащим образом и согласовать правила, которым необходимо следовать. Дети 7–9 лет уже могут иметь относительно хорошее представление о том, что они видят. Тем не менее, они не готовы к обращению со всем материалом, доступным в Интернете, особенно с пугающим или неуместным материалом (изображения, текст или звук). Разговор об этих материалах и объяснение различных вещей, с которыми дети могут столкнуться в Интернете, поможет детям стать ответственными и способными самостоятельно и безопасно работать в Интернете.  Вы можете поделиться собственными мнениями и взглядами на использование Интернета, чтобы помочь своим детям. Данные, показывают, что дети начинают пользоваться Интернетом в самом раннем возрасте, и роль, которую Глобальная сеть играет в жизнях подростков, значительна.

Основные угрозы для детей в сети Интернет

1.Системы мгновенного обмена сообщениями. Контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.

Системы обмена мгновенными сообщениями (например, MSN Messenger, Yahoo! Messsenger, Google Talk, ICQ и др.) стали широко используемым каналом общения для молодых людей. Это не могло остаться незамеченным со стороны кибер-преступников, которые быстро сделали его основным каналом для своей деятельности.

Одна из самых опасных угроз заключается в том, что преступники, используя данные программы, обманывают детей и подростков и представляются им другим человеком, чем они есть на самом деле.

Другая опасность состоит еще в том, что к подобным преступлениям часто прибегают педофилы. Их задача – собрать сведения о детях и подростках, а затем договориться с ними о реальной встрече или заставить их пойти на встречу. Педофилы зачастую представляются другими молодыми людьми, профессиональными фотографами или т.п.

Образование – это самый лучший способ защитить детей от подобного рода угроз. Посоветуйте им не общаться с незнакомцами, причем не только в онлайне, но и в обычном мире. Дети должны обладать достаточной уверенностью, чтобы быть способными открыто обсуждать с родителями или учителями свои проблемы.

Другой потенциальный риск в обмене мгновенными сообщениями – это инфицирование вирусами и вредоносными кодами. Почти 60% червей (вредоносные коды, которые распространяют сами себя) были созданы для распространения через системы обмена мгновенными сообщениями. Существуют простые способы, которые могут быть полезны для предотвращения случаев проникновения вредоносных кодов на компьютеры через системы обмена мгновенными сообщениями: не открывайте файлы и не нажимайте на ссылки, которые Вы получили через эти системы. По крайней мере, не делайте этого, пока точно не убедитесь, что человек, который их Вам прислал, является именно тем, кем он себя называет.

Электронная почта – это другой источник опасности для молодых ребят. В этом случае также существует несколько угроз:

- во-первых, это спам. Очень часто данный тип нежелательной почты используется для рекламы различных предложений: от казино до лекарств. Дети более подвержены доверять сообщениям, которые представлены в данных письмах, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Они могут получить доступ к онлайн-казино и проиграть большую сумму денег, или они могут купить лекарства или даже наркотики с большим риском для своего здоровья;

- далее, существуют ложные предложения работы. Это не представляет серьезную опасность для детей, но может являться таковой для подростков. Обычно эти сообщения содержат фантастические условия работы. Они обещают большие зарплаты без каких-либо усилий. Все, что в таких случаях необходимо, - это номер банковского счета, куда будут перечисляться деньги, а затем, в обмен на комиссию, получателя попросят перевести эти средства на другой банковский счет. Это выглядит слишком хорошо, чтобы быть правдой, и любой здравомыслящий взрослый человек насторожиться от такого предложения. Однако молодые люди ищут легких денег. В результате этого они непроизвольно становятся соучастником преступления, т.к. целью подобных финансовых переводов является «отмывание» преступных денег;

- другой риск связан с вирусами и вредоносными программами, которые могут попасть на компьютер. Как правило, они распространяются через сообщения в электронной почте, которые имеют определенную тематику (реклама новых фильмов, эротические фотографии, скачивание игр и т.д.) и предлагают пользователям нажать на ссылку или скачать файл, являющиеся причиной инфекции. Данная техника известна как «социальная инженерия». Многие взрослые люди становятся жертвами данной техники, что уж говорить про детей, которые очень легко могут стать жертвами.

Лучший способ защитить детей и подростков от этих угроз – это научить их быть бдительными по отношению к письмам из неизвестных источников. Они должны знать, что большинство из написанного в этих письмах является ложью, и что они никогда недолжны открывать файлы или нажимать на ссылки в письмах подобного рода.

  1. Программы обмена файлами

Обмен файлами в сетях является еще одним из основных источников распространения вирусов. Большинство вредоносных кодов (преимущественно, черви) копируются в папки с этими программами под заманчивыми именами (названия фильмов, программ и т.д.) для того, чтобы привлечь внимание других пользователей, которые захотят скачать эти файлы и запустить их на своих компьютерах.

По сути дела, это еще один вариант социальной инженерии: названия файлов могут быть умышленно созданы таким образом, чтобы привлечь именно детей и подростков, которые по незнанию скачают вредоносные программы на свои компьютеры.

Именно по этой причине детям следует знать, какие файлы они могут скачивать, а какие скачивать нельзя. Более того, очень хорошая идея – это проверять каждый скаченный файл с помощью решения безопасности до момента их первого открытия / запуска.

Если при запуске файла возникает ошибка или открывается диалоговое окно с вопросом о лицензии или предложением скачать дополнительный кодек, то подобные действия должны сразу же Вас заставить быть бдительным, потому что, скорее всего, данный файл содержит в себе вирусы или другое вредоносное программное обеспечение.

  1. Социальные сети и блоги.

Сайты социальных сетей (например, Одноклассники, Вконтакте, Facebook, Мой мир и др.) широко используются для распространения фотографий и видео, общения с людьми и пр., так же как и блоги. В обоих случаях необходимо создавать персональный профиль для того, чтобы получить к ним доступ. Эти профили, зачастую, содержат такую конфиденциальную информацию как имя, возраст и т.д.

Детям следует постоянно напоминать, что необязательно предоставлять эту информацию, а достаточно только указать адрес электронной почты и имя, которое может быть псевдонимом. Нельзя распространять такую информацию, как возраст, адрес проживания, а также свои фотографии и видео.

Многие подростки используют блоги (статусы) в качестве своих персональных дневников. Как правило, такие онлайн-журналы содержат значительно более широкую информацию, чем следовало бы публиковать. Крайне важно предотвратить публикацию любых данных, которые могли бы идентифицировать пользователя как ребенка или подростка, а также содержать информацию о месте проживания, учебы и другую персональную конфиденциальную информацию.

В некоторых социальных сетях есть возможность обмениваться файлами с другими пользователями. Необходимо отдельно обратить внимание ребенка на то, какими файлами он может обмениваться с другими пользователями и кому он может разрешить просматривать эту информацию. Совсем не сложно, например, разместить свои фотографии, но защитить их паролем, который будет доступен только своим друзьям и семье.

Родителям следует знать об этих новых сервисах, а также о том, как они работают и какие риски они представляют для пользователей. Родители также должны быть способны проинструктировать своих детей о том, как использовать эти сервисы правильно и безопасно.

  1. Мобильные телефоны, планшеты с выходом в Интернет.

Стремительное распространение сотовых телефонов во всем мире сделало их одним из основных направлений для проведения кибер-атак за последние несколько лет. Исследование показало, что такие технологии как Bluetoothи позволяет обмениваться файлами между устройствами по беспроводному каналу и высокоскоростной доступ в Интернет сделали сотовые телефоны очень уязвимыми для атак.

В настоящее время сотовые телефоны и планшеты широко используются детьми и подростками. Соответственно, они сталкиваются с точно такими же рисками, как и при использовании ПК, подключенного к Интернету.

Во-первых, сейчас широко распространены системы обмена мгновенными сообщениями для сотовых телефонов (Viber, WhatsApp и др.). Дети могут войти в чаты в любой момент, при этом не важно, где они находятся физически, и столкнуться с теми рисками, о которых мы подробно говорили выше: кража персональных данных, педофилы, распространение вирусов и вредоносных программ и т.д.

Спам также начинает одолевать сотовые телефоны. За последние несколько лет SMS-сообщения с рекламой всех типов продуктов и сервисов наводнили сотовые телефоны во всем мире. Большая часть подобной рекламы – это реклама порнографии. Это означает, что дети могут столкнуться с подобной информацией не только при выходе в Интернет со своего компьютера, но и при использовании собственного мобильного телефона.

В результате, родители также должны контролировать то, как дети пользуются своими сотовыми телефонами. Поэтому мы рекомендуем родителям покупать своим детям сотовые телефоны без встроенных функций, которые могли бы подвергать их такому риску (подключение к Интернету, SMS, наличие Bluetooth и т.д.), а детям необходимо объяснять, как следует безопасно использовать свой сотовый телефон. Постоянно напоминайте им, чтобы они не отвечали на сообщения из подозрительных и неизвестных источников и не соглашались на встречу с незнакомцами.

5.Доступ к нежелательному содержимому.

Ведь сегодня дела обстоят таким образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи), убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернет без ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера.

Чтобы предпринять комплексные меры по обеспечению безопасности в Интернете, инструктируйте своих детей и контролируйте их действия в Интернете. Договоритесь о четких правилах просмотра веб-страниц и игр в Интернете, опираясь на зрелость ваших детей и семейные ценности. Обращайте внимание на то, чем занимаются ваши дети в Интернете и с кем они там общаются

Как можно предотвратить негативные последствия неграмотного пользования Интернетом детьми?

Для этого мы с вами должны выполнять несколько простых правил:

  • Научите ребенка не давать личную информацию (имя, адрес, номер или адрес школы, место работы родителей и их рабочий телефон), особенно в чатах и на досках объявлений.
  • Будьте в курсе электронной почты, которую получают ваши дети (если она у них имеется), а также используемого пароля.
  • Предупредите, что нельзя открывайте подозрительные послания электронной почты, файлы, приложения или веб-страницы от незнакомых или сомнительных людей.
  • Научите детей не организовывать встреч со своими знакомыми по интернету. Объясните, что люди в чатах не всегда те, за кого себя выдают, и в реальной жизни могут сильно отличаться от того, какими они кажутся в интернете. Предупредите, что если ребенок все же решится на встречу, то пусть назначает ее в общественном месте и обязательно предупредит родителей. Лучше, если вы поедете вместе.
  • Держите компьютер там, где вам удобнее контролировать его использование. Лучший способ защитить детей заключается в установке компьютеров в местах сбора всей семьи, но не в детских комнатах. Таким образом, родители могут иногда поглядывать через плечо ребенка, не будучи ему в тягость. Младшие дети должны быть под контролем в любое время своего нахождения в Интернете.

Установите четкие требования насчет пользования компьютером и Интернетом, и всегда требуйте их выполнения.

  • Регулярно проводите время в интернете вместе с вашими детьми для того, чтобы узнать, чем они там занимаются и что их интересует. Постарайтесь установить атмосферу доверия и взаимопонимания. Не вините их за неприятные случаи в интернете, чтобы ребенок не стал их от вас скрывать, боясь наказания. Попросите их показывать все полученные сообщения, которые им неприятны.
  • Скажите ребенку, что нельзя отвечать на оскорбительные или опасные послания в социальных сетях, по электронной почте, в чатах и т.д. Веб-сайты, на которых они чувствуют себя дискомфортно, необходимо незамедлительно покидать.
  • Ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете. Убедитесь, что ребенок пользуется Сетью во время, отведенное домашнему заданию, для учебы, а не для развлечений. Вместе с ребенком составьте подробный план с указанием, на что тратится время, проводимое за компьютером. Это поможет сократить время на бездумное обновление странички социальной сети, в ожидании нового сообщения, чтение новостей ради самого процесса чтения и т.д.
  • Выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете. Некоторые онлайн-игры, в которых действие происходит в фантастических мирах с тысячами игроков по всему мирудействительно увлекают. Известны случаи, когда взрослые люди достигали крайней степени истощения, не в силах оторваться от любимой игры, не говоря уже о таких «мелочах», как разводы, потеря работы и т.д. Кроме того, во многих играх, чтобы добиться успеха, нужно не только проводить в игре много часов в день, необходимо также вкладывать в своего персонажа реальные деньги, обменивая их на игровую валюту. Не получив денег на игру от родителей, ребенок может пойти на обман или воровство.
  • Не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе. Тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.
  • Беседуйте с детьми об их друзьях в Интернете и о том, чем они занимаются так, как если бы вы говорили о чем-то другом.
  • Позволяйте детям заходить на детские сайты только с хорошей репутацией.
  • Научите детей не загружать программы без вашего разрешения — они могут ненарочно загрузить вирус или шпионскую программу.
  • Чтобы ребенок не мог заниматься чем-то посторонним без вашего ведома, создайте для него учетную запись с ограниченными правами.
  • Приучите детей сообщать вам, если что-либо или кто-либо в Сети тревожит их или угрожает. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что они в безопасности, если рассказали вам об этом. Похвалите их и побуждайте подойти еще раз, если случай повторится.
  • Расскажите детям об ответственном поведении в Интернете. Ребята ни в коем случае не должны использовать Сеть для хулиганства, сплетен или угроз другим.
  • Если есть возможность, купите специальную программу-фильтр, которая дает взрослым возможность ограничивать доступ детей к нежелательным ресурсам в Internet. Программа контролирует действия ребенка и проверяет контент каждой посещенной страницы в Интернете. Если она обнаруживает подозрительную информацию (порнография, насилие, религиозные секты и т.п.) то доступ к такой странице сразу блокируются. 
свернуть

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

17.04.2021
развернуть

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка

 

Что такое семейные традиции? Даже немного подумав трудно будет сформировать полный и правильный ответ на этот вопрос.

Вот что говорят толковые словари по поводу семейных традиций: «Семейные традиции — это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение».

Мало кто любит, когда ему навязывают что-то новое, но при этом, уважает и принимает традиции. Если Вы хотите что бы в семье был порядок, устанавливайте свои традиции для своей семьи.

Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но сейчас многое изменилось.

Изменились и взгляды на понятие "семьи", на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью - семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крыше, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга.

А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта.

Поэтому, традиции - это основа уклада семьи, семьи- дружной крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей.

«Традиция» переводится как исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, и соответствующие им обычаи, правила, ценности.

Именно традиции выступают фактором регуляции жизнедеятельности людей, это основа воспитания детей.

Воспитание ребёнка начинается с отношений, которые царят в семье между родителями. В сознании детей откладываются привычки, подобные взрослым, вкусы, пристрастия, предпочтения задолго до того, как начинается процесс осознания происходящего. Ведь построение поведения детей идёт по примеру копирования.

Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей.

Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентация в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности          ребёнка.  

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют:  распорядок дня, уклад жизни, обычаи, а также привычки обитателей.

Формирование традиций нужно начинать ещё в самом начале создания семьи, когда дети пока не появились или ещё маленькие. Традиции должны быть простыми, но никак не надуманными.

Чем счастливее были традиции и интереснее познание мира в родительской семье, тем больше радости будет у малыша и в дальнейшей жизни.

Неплохой традицией является обсуждение  вопросов семейной жизни. К примеру, когда за вечернем чаем, все члены семьи рассказывают о том, что сегодня с ними произошло интересного, помимо этого, обсуждают планы на будущие выходные, главное, что бы и дети также высказывали свои мнения. Полезный обычай- разбирать собственные ошибки вслух, это даёт возможность проводить беспристрастный анализ поступков и делать правильные выводы на будущее.

Как Вам, к примеру, традиция читать на ночь.  Даже если малыш пока ещё слишком мал, и не всё понимает из того, что Вы ему читаете, даже звук Вашего голоса будет ему полезен.

Роль семейных традиций в жизни малышей.

-Дают возможность оптимистично смотреть на жизнь, ведь «каждый день – праздник».

-Дети гордятся своей семьёй.

-Малыш ощущает стабильность, ведь традиции будут выполнены не потому, что так надо, а потому, что так хочется всем членам семьи, так принято.

-Детские воспоминания, которые передаются в следующее поколение.

Правила, которых нужно придерживаться, если Вы решили создать новые традиции.

-Традиция повторяется всегда, ведь она-  традиция.

-Событие должно быть ярким, интересным для родных, позитивным.

-Она может задействовать запахи, звуки, зрительные образы, что-то, влияющее на чувства и восприятие.

Хорошей традицией является празднование дней рождений, причём отмечание должно сводиться не только  к поеданию чего- то вкусного, а именно проделыванию чего- то особенного и весёлого. Для детей все праздники - необычны и сказочны, поэтому задача взрослых сделать так, что бы ребёнок вспоминал о детстве как можно чаще потом, когда вырастит и будет воспитывать своего малыша.

Вместе с ребёнком можно начать составлять древо генеалогии, на котором будут присутствовать все предки семьи. Главное, что бы Ваши традиции, приносили счастье и интерес всей семье, и не были ей в тягость.

 Хорошая традиция - совместное украшение новогодней ёлки.

Но традиции - это не только праздники. Это образ и стиль жизни. Это то, что принято в семье: уважать старших, помогать друг другу, выполнять работу вместе, устраивать воскресные обеды.

Чтение сказки на ночь и поцелуй перед сном - очень хорошая традиция!

         Традиций не обязательно должно быть много. Они просто должны быть. Это - детство ваших детей, то, чем они его особенно запомнят.

Поэтому берегите свои хорошие семейные традиции и передавайте их своим детям, что бы они могли передать их своим.

 

свернуть

Как уберечь ребенка от зависимостей

13.03.2021
развернуть

Как уберечь ребёнка от зависимостей

 

Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.

Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств. Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,

2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,

3) “падает” зрение,

4) появляются проблемы с лишним весом.

5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.

  1. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
  • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
  • по 6-10 часов проводит за компьютером;
  • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
  • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

 Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:

  • Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
  • Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
  • Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
  • Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
  • Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
  • Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
  • Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.

Признаки возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
  • самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • нарастающая скрытность и лживость;
  • неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
  • потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
  • бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
  • быстро портящиеся зубы;
  • синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационныйметод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационныхстратегий: 

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

  1. Профилактикузависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность, формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
  3. Метод альтернативной деятельности -  это ёнахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

 

свернуть

Ребенок среди сверстников

27.02.2021
развернуть

Ребёнок среди сверстников

Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В школьном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей. Дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.

Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.

Кроме того, младший школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С) :

- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.

- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.

- не регламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают, придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. 

 В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.

Дети с ранних лет стремятся быть самостоятельными и как правило в штыки воспринимают сверстников, которых слишком сильно оберегают родители. Оглянитесь вокруг и посмотрите, как ведут себя одноклассники вашего ребенка. Если все они уже ходят в школу самостоятельно, а вы или няня все еще провожаете и встречаете своего малыша, то он, скорее всего, стал изгоем в классе именно по этой причине. Дайте ему больше самостоятельности, и проблема исчезнет сама по себе.

Очень часто дети сами провоцируют конфликты, стараясь оказаться в центре внимания. Расскажите ребенку, что есть множество других способов заинтересовать сверстников. Например, быть лучшим учеником в классе. Тогда одноклассники будут обращаться за помощью, когда нужно выполнить трудное задание и вашего ребенка сразу будут ценить. Или начать заниматься в спортивной секции. В этом случае мальчики не будут задираться к вашему ребенку, потому что будут знать, что он может дать отпор, а девочки потянутся к спортивному однокласснику, так как почувствуют в нем силу и надежность.

Делайте все возможное, чтобы ребенок чаще участвовал во внеклассных мероприятиях: праздниках, поездках, экскурсиях. Старайтесь не уводить его домой сразу после уроков, если его одноклассники собираются немного поиграть. Ничто так не сближает детей как общение за пределами школы. Если ваш ребенок в этой внешкольной жизни участвовать не будет, то все ребята успеют сдружиться между собой, а он так и останется в классе чужаком.

 

свернуть

Стили родительского воспитания: гипо и гиперопека

13.02.2021
развернуть

Стили родительского воспитания: гипо и гиперопека

Здоровая семья предполагает налаженный контакт между родителями и детьми. Существуют разные стили воспитания детей, каждый метод имеет свои особенности и воздействует на детскую психику определённым образом. Чтобы понять, какая родительская установка является наиболее благоприятной, необходимо разобраться в тонкостях каждой из них.

Авторитарный стиль предполагает подавление инициативы ребёнка, усиленный контроль его поведения. Родители используют приказной тон, наказывают физически за малейшие проступки, не идут на компромисс и не учитывают детскую точку зрения. Взрослые всегда правы, они жёстко ограничивают самостоятельность сына или дочки, не считая нужным обсуждать правила. Высоко ценится следование традициям и послушание.

Для родителей главное, чтобы дети выросли исполнительными. В такой семье ребёнок не ощущает, что его любят. Он лишён ласки и заботы, подвергается постоянному давлению. Из-за этого у него пропадает всякая мотивация к учёбе, ухудшается концентрация внимания, возникают сложности при подготовке домашних заданий.

Взрослые с особой строгостью следят за выполнением уроков младших школьников, требуют от них беспрекословного подчинения. Свобода подростков также жёстко ограничена. Подобный стиль воспитания ребёнка в семье формирует у маленького человечка механизм внешнего контроля, базирующийся на чувстве вины, стыда и страха перед наказанием.

Авторитарные отношения не подразумевают душевной близости, что приводит к постоянной настороженности, подозрительности, агрессии чада. При отсутствии угрозы наказания возникают большие предпосылки для антисоциального поведения.

В присутствии родителей такие детки кажутся уравновешенными и послушными, но когда они понимают, что им ничего не угрожает, их поведение может стать просто неуправляемым. Как правило,  дети вырастают или чересчур робкими, или излишне агрессивными. Впрочем, при любом сценарии адаптация ребёнка в социуме усложняется.

В первом случае личность «ломается» под давлением авторитарных взрослых, теряя способность самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения. Вторая категория детей не умеет идти на компромисс, проявляет враждебность и повышенную конфликтность. Вырастая, такой ребёнок решает проблемы только силовым способом.

Ребёнок, воспитываемый подавляющими родителями, не способен инициировать какую-то положительную деятельность. Он страдает от низкой самооценки и может вести себя неуравновешенно.

Попустительский стиль воспитания предполагает бесконтрольную свободу действий. Родители в такой семье слишком заняты своими делами. Психологическое состояние детей их мало беспокоит. Они равнодушны к детским потребностям и иногда просто не считают нужным учитывать запросы своего чада.

Наказывая и поощряя ребёнка, такие взрослые могут быть непоследовательными. Вообще, метод кнута и пряника у них выходит на первый план. При выстраивании взаимоотношений с детьми отец и мать неосознанно культивируют у детей поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с другими. Это провоцирует развитие таких негативных черт:

  • Льстивость;
  • Угодничество;
  • Подхалимаж.

Используется принцип вседозволенности. Ребёнок демонстративно обижается, желая получить то, что ему надо. Он не понимает, что означает слово «нельзя», не слушается. Взрослым тяжело направлять ребёнка, они не знают, как им правильно руководить, или просто не считают нужным это делать.

Родители проявляют заботу и внимание, дают ребёнку возможность быть собой. У них тесные взаимоотношения с детьми, им трудно установить здоровые границы. Нередко они одобряют его слишком раскованное поведение.

В школе таких детей учёба мало интересует, но они требуют положительных отметок, даже если ничего не сделали, чтобы их заслужить. Подобные учащиеся остро реагируют на критические замечания, полученные в свой адрес. В собственных промахах они всегда делают виноватым кого-то другого. Такие ребята не способны не бескорыстную и искреннюю дружбу. Им трудно влиться в детский коллектив, так как хочется постоянно быть на виду, чего на самом деле не происходит.

Часто родители такого школьника утверждают, что к ребёнку плохо относятся в классе, не дают ему проявить свои способности. В действительности же он сам игнорирует учителя и ребят.

Младшим школьникам не нравится напрягаться ни умственно, ни физически, поэтому они всячески стремятся увильнуть от обучения. Обычно для них характерна:

  • Безответственность;
  • Недобросовестность;
  • Завышенная самооценка, граничащая с хамством.

Таким детям сложно научиться уважать себя, так как в детстве их не обучили самоконтролю.

Используя демократический стиль воспитания, взрослые во всём поддерживают своих детей, создают в доме атмосферу, наполненную любовью. В отличие от приверженцев попустительского стиля, они последовательны и справедливы. Самостоятельность и ответственность ребёнка поощряются в соответствии с его возрастными возможностями.

Мать и отец создают умеренную дисциплину, семейные правила можно охарактеризовать как демократические. Для достижения взаимопонимания с ребёнком используются не силовые методы, а разумные доводы, убеждение и обсуждение. Родители не только высказывают собственные требования, но и выслушивают точку зрения малыша.

Детям предлагается нести ответственность за своё поведение. В итоге они верят в себя и знают, что взрослые их ценят, любят и уважают. Мать и отец устанавливают и соблюдают здоровые границы. Дети уверены, что родители им всегда сумеют помочь в трудной ситуации, отнесутся с пониманием, что бы ни случилось.

При несоблюдении требований старшие скорее готовы простить ребёнка, а не наказать его. Демократический стиль подразумевает взаимное сотрудничество между взрослыми и детьми.

Подростки принимают участие в обсуждении семейных проблем, выслушивают и обсуждают родительскую точку зрения. Мать и отец чутко относятся к потребностям детей, требуя от них осмысленных поступков. Вместе с этим они:

  • Проявляют твёрдость;
  • Последовательно соблюдают дисциплину;
  • Стремятся сформировать правильное, осознанное и ответственное поведение малыша в обществе.

Дети таких родителей хорошо приспособлены к жизни. Любая детская инициатива при подобном стиле воспитания поощряется. Взрослые выражают ребёнку свою любовь, берут во внимание его нужды, демонстрируют доброжелательное отношение, разговаривают с ним на темы, которые интересны ребёнку.

Ребёнок получает возможность быть в активной позиции, благодаря чему он повышает уверенность в себе и не сомневается в собственных силах. В подобных семьях детишки прислушиваются к советам мамы и папы, умеют дружить с одноклассниками, знают слово «надо», могут быть дисциплинированными.

Исследования показали, что ребёнок, которого воспитывали в соответствии с подобными принципами, меньше других подвержен плохому влиянию со стороны.

Опекающий стиль характеризуется стремлением родителя всё время находиться с ребёнком и решать его проблемы, препятствуя любым попыткам проявления самостоятельности. Взрослые чрезмерно опекают ребёнка, переживая, что с ним может случиться что-то плохое. Они бдительно следят за его поведением, жёстко ограничивая его свободу.

В основе чрезмерного страха за сына или дочку лежит стремление «привязать» детей к себе и не отпускать, что обусловлено повышенной тревожностью. Так, когда ребёнок находится рядом, родитель успокаивается. Как правило, подобный стиль семейного воспитания используют пожилые матери, для которых характерно стремление опекать.

Ещё одним мотивом гиперопеки выступает навязчивый страх за жизнь и здоровье сына или дочери. Родителям кажется, что с ребёнком вот-вот произойдёт что-то ужасное. Они убеждены, что чадо не сумеет справиться с трудностями самостоятельно и они должны помочь ему предотвратить очередную потенциальную неприятность. Обычно большинство таких сложностей — плод мнительного воображения взрослых.

Если стремление постоянно опекать ребёнка вызвано боязнью за его благополучие или страхом одиночества, скорее всего, поведение родителя в этом случае является психологической защитой.

Иногда к подростку продолжают относиться как к малышу. Таким образом, ещё одной распространённой причиной гиперопеки является инертность родительского отношения. При этом старшие стремятся всё делать за своё чадо: одевать его, кормить, умывать, а на самом деле просто жить его жизнью. Беспрекословное следование жёсткому графику, боязнь отступить от режима — всё это проявления родительских страхов, нередко превращающих в невротиков и детей.

Бывает и так, что ребёнок всеми силами стремится вырваться из-под чрезмерного контроля и становится излишне агрессивным и непослушным. Жалуясь на своевольное поведение сына или дочки, родитель зачастую не понимает, что они просто взрослеют. Если в три года эти качества являются проявлением возрастного кризиса, то в старших классах они могут закрепиться, превратившись в устойчивые черты личности. Огромнейший недостаток подобного стиля воспитания заключается в том, что тревожность передаётся ребёнку, который заражается несвойственным его возрасту беспокойством.

Применяя так называемый отчуждённый стиль семейного воспитания, родители проявляют полное безразличие к своему чаду. Им удобно «не замечать» кроху, не видеть его истинных потребностей, не заниматься развитием малыша. Не желая уделять внимание ребёнку и избегая взаимодействия с ним, отчуждённый родитель держит психологическую дистанцию. Так, ребёнок предоставлен сам себе.

Ребёнок ощущает, что он неинтересен маме и папе, это вызывает чувство одиночества и тоски. Так, ребёнок чувствует себя несчастным и никому не нужным. Потом у него может проявиться повышенная агрессивность или отчуждённость. В школьные годы такой человечек обычно испытывает сложности в общении со своими сверстниками, страдает от заниженной самооценки и не слышит своих истинных потребностей. В будущем он может стать злобным мстителем, пытающимся отыграть собственные обиды, или замечательным любящим родителем, который никогда не повторит ошибок матери и отца.

Хаотический стиль характеризуется отсутствием чётких требований к ребёнку. У родителей разные подходы к воспитанию. Им не хватает выдержки для соблюдения последовательной тактики. В отношениях с ребёнком наблюдаются постоянные эмоциональные скачки. Взрослые то ругают его безо всяких причин, то ни с того ни с сего вдруг проявляют ласку. Такое непоследовательное руководство приводит к тому, что дети перестают уважать своих родителей, становятся неконтролируемыми, пренебрегают точкой зрения старших, не слушаются.

Потребность в чётких ориентирах является одной из самых основных. Когда реакции родителей непредсказуемы, дети ощущают себя незащищёнными, что способствует развитию повышенной тревожности и снижению самооценки. В наиболее трудных случаях они не может адаптироваться в социуме.

Таким образом, стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребёнка — очень актуальная тема. Ведь от выбора той или иной тактики взаимодействия зависит то, каким станет ребёнок в будущем.

 

свернуть