Кафедра возрастной и семейной психологии

Как уберечь ребенка от зависимостей

13.03.2021
развернуть

Как уберечь ребёнка от зависимостей

 

Зависимость – это острая потребность человека совершать определенные действия. Любой из видов зависимости мешает человеку жить, работать, учиться, отдыхать.

Зависимость бывает химическая и нехимическая.

  • К химическим зависимостям относятся, прежде всего, наркомания и курительные смеси (спайсы), алкоголизм, никотиновая зависимость, токсикомания, лекарственная зависимость.
  • К нехимическим (или поведенческим) видам относятся: азартные игры (гэмблинг), информационные зависимости (телевизионная, компьютерная, интернет-зависимость), спортивная зависимость. Существуют такие зависимости, как трудоголизм и перфекционизм – стремление во всем быть лучшим.

Курение табака следует считать самым распространенным из видов зависимости. Отсутствие привычной дозы никотина вызывает неврозы, агрессию, раздражительность и даже физическое недомогание.

Привыкание к алкоголю происходит постепенно.

Наркотическая зависимость возникает практически с первого раза употребления химических препаратов и вызывает галлюцинации, ступор, нечувствительность к боли.

Очень опасной является игровая зависимость, т.к. приводит к потере всех денежных средств. Компьютерная зависимость и телемания имеет немало вредных последствий. Малоподвижный образ жизни ведет:

1) к нарушение осанки, которое приводит к изменению скелета,

2) ухудшается деятельность органов кровообращения, дыхания и пищеварения,

3) “падает” зрение,

4) появляются проблемы с лишним весом.

5) Продолжительные компьютерные игры также отрицательно влияют на детскую психику: ребенок может стать раздражительным, агрессивным, неуправляемым.

  1. Симптомами компьютерной зависимости можно считать следующие перемены в поведение подростка:
  • ребёнок раздражается при необходимости отвлечься от работы или игры на компьютере;
  • по 6-10 часов проводит за компьютером;
  • у ребёнка практически нет реальных друзей, зато много виртуальных;
  • он не способен спланировать окончание сеанса работы или игры;
  • забывает о домашних делах, учебе и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрегает собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • ребенок начинает вас обманывать; пропускает школу, чтобы посидеть за компьютером; начинает хуже учиться; теряет интерес к школьным предметам;
  • во время игры начинает разговаривать сам с собой или с персонажами игры так, будто они реальны;
  • становится более агрессивным;
  • трудно встает по утрам; большую часть времени находится в подавленном настроении; ощущает эмоциональный подъем только когда садиться за компьютер.

 Вот некоторые советы взрослым, которые помогут свести к минимуму негативное воздействие компьютера на ребёнка:

  • Никогда сами не усаживайте ребенка перед компьютером, какой бы увлекательной, на ваш взгляд, ни была бы игра. Психологи и доктора не рекомендуют сажать за компьютер ребенка до 4 лет. С 5-6 летнего возраста можно на 20-30 минут включать детям развивающие игры. Детям с 7 лет можно проводить за компьютером без вреда для здоровья 60 минут, в 10-12 лет – 2 часа, подросткам в возрасте до 16 – не более четырех часов (при условии, если эти часы будут поделены на порции по 30-40 минут, а между ними будет перерыв в 1,5 часа).
  • Старайтесь по максимуму заменять общение ребёнка с компьютером детским творчеством, таким как лепка, аппликации, рисование, а также любыми развивающими играми для детей.
  • Вместо компьютерных баталий вовлекайте подростка в активные игры. Ребят постарше запишите в спортивные секции, кружки, на тренировки, помогите подростку найти занятие в соответствии с его интересами. Конечно, от родителей потребуется некоторое время, чтобы не только увлечь, но и поддержать интерес ребёнка к выбранному занятию. Но научить малыша самостоятельности все же можно. Главное, поддерживать его в выбранном увлечении.
  • Поощряйте общение вашего ребёнка со сверстниками: реальное общение не может заменить виртуальное, а настоящих товарищей не могут заменить онлайн-друзья. Не забывайте это делать и сами. Даже если ваш ребёнок предпочитает больше времени “общаться” с телевизором, у вас есть все шансы заинтересовать его общением с собой, со сверстниками. Для начала придётся выучить всех известных мультяшных героев (хотя бы для того, чтобы вы могли говорить о том, что интересно вашему ребенку). Но постепенно разговоры о черепашках-ниндзя можно будет переводить в реальную плоскость: о героях книг, друзьях во дворе.
  • Учите ребенка наслаждаться природой. По возможности максимум свободного времени проводите на улице. Играйте в подвижные игры, наблюдайте за интересными природными явлениями. Постарайтесь превратить каждую прогулку в увлекательную игру. Ведь какая бы интересной ни была телепередача, пощупать и попробовать на вкус то, что показывают, нельзя. А в реальной жизни столько разнообразных ощущений!
  • Читайте книги. Привить любовь к чтению могут только родители. Выбирайте увлекательную приключенческую литературу, читайте книги вместе с детьми. Пусть встреча с книжными героями станет более важной, чем встреча с телеперсонажами. “Из покон века книга растит человека”, - гласит народная мудрость. Основное правило, которое поможет родителям справиться с телеманией, - это неподдельный интерес к жизни ребенка. Если родители становятся лучшими друзьями ребенка, телевизор неизбежно уходит на второй план.
  • Родители должны обязательно знать, какие сайты посещает ребенок, сколько времени он проводит в виртуальном пространстве, какими компьютерно-игровыми дисками пользуется. Детям дошкольного возраста подойдут такие виртуальные настольные игры, как шахматы, шашки; игры на смекалку и сообразительность (например: пазлы, игры-головоломки), а также игры на развитие музыкального слуха и художественно-образного мышления. Школьников младших классов можно занять учебными играми на иностранных языках, играми “судоку”. Компьютер, также, может предоставить детям безграничные возможности для творчества: это - редактирование фотографий, монтирование собственных фильмов, написание музыки и книг.

Признаки возможной наркотизации подростка.

а) Психологические:

  • неожиданные перемены настроения: от радости к унынию, от оживления к заторможенности;
  • проявление необычных реакций: “взвинченное” состояние, раздражение, агрессивность, чрезмерная болтливость;
  • потеря интереса к прежним увлечениям - спорту, хобби;
  • самоизоляция в семье: ребенок начинает избегать родителей, не участвует в семейных делах;
  • снижение успеваемости, участившиеся прогулы занятий;
  • кражи из дома и вне дома, частое выпрашивание денег у родственников, наличие больших денежных сумм без объяснения их появления;
  • нарастающая скрытность и лживость;
  • неряшливость: подросток не заботится о гигиене и смене одежды. Он предпочитает носить вещи с длинными рукавами в любую погоду,
  • потеря прежних друзей, частые, но короткие и туманные разговоры с одним и тем же узким кругом приятелей;
  • ухудшение памяти, рассеянность, неспособность мыслить критически, объяснять причины своих поступков;
  • безынициативность, “потухшие” глаза, разговоры о бессмысленности жизни.

б) Физические признаки:

  • потеря аппетита или, наоборот, приступы “волчьего” аппетита;
  • чрезмерное расширение или сужение зрачка;
  • нехарактерные приступы сонливости или бессонницы;
  • повышенная утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью;
  • бледность, отечность, покраснение глазных яблок, коричневый налет на языке;
  • быстро портящиеся зубы;
  • синяки, порезы, ожоги от сигарет, следы уколов в районах вен на руках.

В настоящее время разработаны и реализуются на практике следующие методы профилактики зависимого поведения, используемые в образовательной среде.

  1. Информационныйметод основан на предоставлении фактов об опасности взаимодействия с предметами или действиями, вызывающими зависимое поведение. Можно выделить ряд основных информационныхстратегий: 

а) предоставление частичной информации о фактах влияния предметов и действий, провоцирующих зависимость на организм и поведение человека, а также о статистических данных об аддиктах (аддикция – это саморазрушение человека путём алкоголя, никотина, наркотиков);

б) стратегия запугивания основана на вызывании страха, цель которой – предоставление устрашающей информации о неприглядных сторонах зависимого поведения;

  1. Профилактикузависимого поведения следует также осуществлять через включение подростка в социальную деятельность, формирование навыков общения, уверенности в себе.
  2. Метод “эмоционального научения” заключается в формировании умения управлять эмоциями; в повышение самооценки; в определение значимых для индивида ценностей; а также в развитие навыков принятия решений.
  3. Метод альтернативной деятельности -  это ёнахождение позитивного увлечения для ребёнка. Если подросток ничем не занят во внеурочное время, у него появляется больше шансов совершить противоправные действия. В качестве примера могу привести следующие данные. На профилактическом учете в полиции состоят 5 подростков нашей школы. Причины: драки, мелкие кражи, вождение автомобиля без прав. Все эти подростки ничем не заняты в свободное от школы время; ни кружки, ни секции не посещают.
  4. Пропаганда здорового образа жизни, основанная на воспитании здоровьеориентированных привычек, таких как: занятие спортом, активный досуг, соблюдение режима дня.

 

свернуть

Ребенок среди сверстников

27.02.2021
развернуть

Ребёнок среди сверстников

Родители – самые близкие люди для ребёнка. И хотят видеть своего ребёнка счастливым. Умение общаться – это залог положительного эмоционального состояния человека. Неумение строить отношения ограничивает круг друзей, вызывает ощущение отверженности, может провоцировать личностные и поведенческие нарушения.

У ребенка довольно большой круг общения, который постоянно растет.

В школьном детстве взаимодействие с взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Ребенок общается с окружающими так, как общаются с ним взрослые, в первую очередь родители. Помните, что ребенок воспроизводит модель поведения, усвоенную в семье. Он копирует жесты, интонации и отношение к людям. Если отношения в семье доверительные, то ребёнок не будет испытывать трудностей в общении с другими людьми.

Общение со взрослыми важно для детей. Дети начинают предпочитать сверстника. С друзьями ребенок учится взаимному доверию, общению на равных, тому, чему взрослые не могут его научить.

Если ребёнок легко находит общий язык со сверстниками, то испытывает психологический комфорт.

Кроме того, младший школьный возраст – это время, когда закладывается фундамент будущей жизни в обществе. От того насколько дети успешно научатся выстраивать отношения, зависит их удовлетворенность профессиональной и личной жизнью в будущем.

Общение детей со сверстниками имеет ряд особенностей (Немов Р.С) :

- разнообразие коммуникативных действий. В общении со сверстником дети производят много действий и обращений, которые редко встречаются в контактах со взрослыми: спорят, навязывают свою волю, приказывают, обманывают, жалеют.

- эмоциональная насыщенность. Дети проявляют в 9 - 10 раз больше экспрессивно - мимических проявлений. Дети чаще одобряют ровесника и чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. При этом развиваются коммуникативные умения: вести диалог, спор; слышать и слушать; вставать на точку зрения другого; работать сообща для достижения общей цели.

- не регламентированность. Со взрослым дети соблюдают общепринятые нормы поведения, а со сверстником используют раскованные действия: прыгают, кривляются, передразнивают, придумывают новые слова. Так ребёнок проявляет себя.

Эмоциональная напряжённость в детских отношениях значительно выше. Взрослые иногда не подозревают о сильных переживаниях и не придают особого значения детским ссорам и обидам. Однако состояние конфликта - тяжелое испытание для ребёнка. И взрослые должны помочь ему справиться с трудной ситуацией. 

 В дружбе есть хорошие и плохие периоды. Умение справиться с конфликтом - навык, которому должен научиться ребенок. Вы можете поддерживать ребенка, но ребенок должен научиться разрешать проблему сам. Помогите ему в этом.

Дети с ранних лет стремятся быть самостоятельными и как правило в штыки воспринимают сверстников, которых слишком сильно оберегают родители. Оглянитесь вокруг и посмотрите, как ведут себя одноклассники вашего ребенка. Если все они уже ходят в школу самостоятельно, а вы или няня все еще провожаете и встречаете своего малыша, то он, скорее всего, стал изгоем в классе именно по этой причине. Дайте ему больше самостоятельности, и проблема исчезнет сама по себе.

Очень часто дети сами провоцируют конфликты, стараясь оказаться в центре внимания. Расскажите ребенку, что есть множество других способов заинтересовать сверстников. Например, быть лучшим учеником в классе. Тогда одноклассники будут обращаться за помощью, когда нужно выполнить трудное задание и вашего ребенка сразу будут ценить. Или начать заниматься в спортивной секции. В этом случае мальчики не будут задираться к вашему ребенку, потому что будут знать, что он может дать отпор, а девочки потянутся к спортивному однокласснику, так как почувствуют в нем силу и надежность.

Делайте все возможное, чтобы ребенок чаще участвовал во внеклассных мероприятиях: праздниках, поездках, экскурсиях. Старайтесь не уводить его домой сразу после уроков, если его одноклассники собираются немного поиграть. Ничто так не сближает детей как общение за пределами школы. Если ваш ребенок в этой внешкольной жизни участвовать не будет, то все ребята успеют сдружиться между собой, а он так и останется в классе чужаком.

 

свернуть

Стили родительского воспитания: гипо и гиперопека

13.02.2021
развернуть

Стили родительского воспитания: гипо и гиперопека

Здоровая семья предполагает налаженный контакт между родителями и детьми. Существуют разные стили воспитания детей, каждый метод имеет свои особенности и воздействует на детскую психику определённым образом. Чтобы понять, какая родительская установка является наиболее благоприятной, необходимо разобраться в тонкостях каждой из них.

Авторитарный стиль предполагает подавление инициативы ребёнка, усиленный контроль его поведения. Родители используют приказной тон, наказывают физически за малейшие проступки, не идут на компромисс и не учитывают детскую точку зрения. Взрослые всегда правы, они жёстко ограничивают самостоятельность сына или дочки, не считая нужным обсуждать правила. Высоко ценится следование традициям и послушание.

Для родителей главное, чтобы дети выросли исполнительными. В такой семье ребёнок не ощущает, что его любят. Он лишён ласки и заботы, подвергается постоянному давлению. Из-за этого у него пропадает всякая мотивация к учёбе, ухудшается концентрация внимания, возникают сложности при подготовке домашних заданий.

Взрослые с особой строгостью следят за выполнением уроков младших школьников, требуют от них беспрекословного подчинения. Свобода подростков также жёстко ограничена. Подобный стиль воспитания ребёнка в семье формирует у маленького человечка механизм внешнего контроля, базирующийся на чувстве вины, стыда и страха перед наказанием.

Авторитарные отношения не подразумевают душевной близости, что приводит к постоянной настороженности, подозрительности, агрессии чада. При отсутствии угрозы наказания возникают большие предпосылки для антисоциального поведения.

В присутствии родителей такие детки кажутся уравновешенными и послушными, но когда они понимают, что им ничего не угрожает, их поведение может стать просто неуправляемым. Как правило,  дети вырастают или чересчур робкими, или излишне агрессивными. Впрочем, при любом сценарии адаптация ребёнка в социуме усложняется.

В первом случае личность «ломается» под давлением авторитарных взрослых, теряя способность самостоятельно принимать решения и отстаивать свою точку зрения. Вторая категория детей не умеет идти на компромисс, проявляет враждебность и повышенную конфликтность. Вырастая, такой ребёнок решает проблемы только силовым способом.

Ребёнок, воспитываемый подавляющими родителями, не способен инициировать какую-то положительную деятельность. Он страдает от низкой самооценки и может вести себя неуравновешенно.

Попустительский стиль воспитания предполагает бесконтрольную свободу действий. Родители в такой семье слишком заняты своими делами. Психологическое состояние детей их мало беспокоит. Они равнодушны к детским потребностям и иногда просто не считают нужным учитывать запросы своего чада.

Наказывая и поощряя ребёнка, такие взрослые могут быть непоследовательными. Вообще, метод кнута и пряника у них выходит на первый план. При выстраивании взаимоотношений с детьми отец и мать неосознанно культивируют у детей поиск наиболее выгодных форм взаимодействия с другими. Это провоцирует развитие таких негативных черт:

  • Льстивость;
  • Угодничество;
  • Подхалимаж.

Используется принцип вседозволенности. Ребёнок демонстративно обижается, желая получить то, что ему надо. Он не понимает, что означает слово «нельзя», не слушается. Взрослым тяжело направлять ребёнка, они не знают, как им правильно руководить, или просто не считают нужным это делать.

Родители проявляют заботу и внимание, дают ребёнку возможность быть собой. У них тесные взаимоотношения с детьми, им трудно установить здоровые границы. Нередко они одобряют его слишком раскованное поведение.

В школе таких детей учёба мало интересует, но они требуют положительных отметок, даже если ничего не сделали, чтобы их заслужить. Подобные учащиеся остро реагируют на критические замечания, полученные в свой адрес. В собственных промахах они всегда делают виноватым кого-то другого. Такие ребята не способны не бескорыстную и искреннюю дружбу. Им трудно влиться в детский коллектив, так как хочется постоянно быть на виду, чего на самом деле не происходит.

Часто родители такого школьника утверждают, что к ребёнку плохо относятся в классе, не дают ему проявить свои способности. В действительности же он сам игнорирует учителя и ребят.

Младшим школьникам не нравится напрягаться ни умственно, ни физически, поэтому они всячески стремятся увильнуть от обучения. Обычно для них характерна:

  • Безответственность;
  • Недобросовестность;
  • Завышенная самооценка, граничащая с хамством.

Таким детям сложно научиться уважать себя, так как в детстве их не обучили самоконтролю.

Используя демократический стиль воспитания, взрослые во всём поддерживают своих детей, создают в доме атмосферу, наполненную любовью. В отличие от приверженцев попустительского стиля, они последовательны и справедливы. Самостоятельность и ответственность ребёнка поощряются в соответствии с его возрастными возможностями.

Мать и отец создают умеренную дисциплину, семейные правила можно охарактеризовать как демократические. Для достижения взаимопонимания с ребёнком используются не силовые методы, а разумные доводы, убеждение и обсуждение. Родители не только высказывают собственные требования, но и выслушивают точку зрения малыша.

Детям предлагается нести ответственность за своё поведение. В итоге они верят в себя и знают, что взрослые их ценят, любят и уважают. Мать и отец устанавливают и соблюдают здоровые границы. Дети уверены, что родители им всегда сумеют помочь в трудной ситуации, отнесутся с пониманием, что бы ни случилось.

При несоблюдении требований старшие скорее готовы простить ребёнка, а не наказать его. Демократический стиль подразумевает взаимное сотрудничество между взрослыми и детьми.

Подростки принимают участие в обсуждении семейных проблем, выслушивают и обсуждают родительскую точку зрения. Мать и отец чутко относятся к потребностям детей, требуя от них осмысленных поступков. Вместе с этим они:

  • Проявляют твёрдость;
  • Последовательно соблюдают дисциплину;
  • Стремятся сформировать правильное, осознанное и ответственное поведение малыша в обществе.

Дети таких родителей хорошо приспособлены к жизни. Любая детская инициатива при подобном стиле воспитания поощряется. Взрослые выражают ребёнку свою любовь, берут во внимание его нужды, демонстрируют доброжелательное отношение, разговаривают с ним на темы, которые интересны ребёнку.

Ребёнок получает возможность быть в активной позиции, благодаря чему он повышает уверенность в себе и не сомневается в собственных силах. В подобных семьях детишки прислушиваются к советам мамы и папы, умеют дружить с одноклассниками, знают слово «надо», могут быть дисциплинированными.

Исследования показали, что ребёнок, которого воспитывали в соответствии с подобными принципами, меньше других подвержен плохому влиянию со стороны.

Опекающий стиль характеризуется стремлением родителя всё время находиться с ребёнком и решать его проблемы, препятствуя любым попыткам проявления самостоятельности. Взрослые чрезмерно опекают ребёнка, переживая, что с ним может случиться что-то плохое. Они бдительно следят за его поведением, жёстко ограничивая его свободу.

В основе чрезмерного страха за сына или дочку лежит стремление «привязать» детей к себе и не отпускать, что обусловлено повышенной тревожностью. Так, когда ребёнок находится рядом, родитель успокаивается. Как правило, подобный стиль семейного воспитания используют пожилые матери, для которых характерно стремление опекать.

Ещё одним мотивом гиперопеки выступает навязчивый страх за жизнь и здоровье сына или дочери. Родителям кажется, что с ребёнком вот-вот произойдёт что-то ужасное. Они убеждены, что чадо не сумеет справиться с трудностями самостоятельно и они должны помочь ему предотвратить очередную потенциальную неприятность. Обычно большинство таких сложностей — плод мнительного воображения взрослых.

Если стремление постоянно опекать ребёнка вызвано боязнью за его благополучие или страхом одиночества, скорее всего, поведение родителя в этом случае является психологической защитой.

Иногда к подростку продолжают относиться как к малышу. Таким образом, ещё одной распространённой причиной гиперопеки является инертность родительского отношения. При этом старшие стремятся всё делать за своё чадо: одевать его, кормить, умывать, а на самом деле просто жить его жизнью. Беспрекословное следование жёсткому графику, боязнь отступить от режима — всё это проявления родительских страхов, нередко превращающих в невротиков и детей.

Бывает и так, что ребёнок всеми силами стремится вырваться из-под чрезмерного контроля и становится излишне агрессивным и непослушным. Жалуясь на своевольное поведение сына или дочки, родитель зачастую не понимает, что они просто взрослеют. Если в три года эти качества являются проявлением возрастного кризиса, то в старших классах они могут закрепиться, превратившись в устойчивые черты личности. Огромнейший недостаток подобного стиля воспитания заключается в том, что тревожность передаётся ребёнку, который заражается несвойственным его возрасту беспокойством.

Применяя так называемый отчуждённый стиль семейного воспитания, родители проявляют полное безразличие к своему чаду. Им удобно «не замечать» кроху, не видеть его истинных потребностей, не заниматься развитием малыша. Не желая уделять внимание ребёнку и избегая взаимодействия с ним, отчуждённый родитель держит психологическую дистанцию. Так, ребёнок предоставлен сам себе.

Ребёнок ощущает, что он неинтересен маме и папе, это вызывает чувство одиночества и тоски. Так, ребёнок чувствует себя несчастным и никому не нужным. Потом у него может проявиться повышенная агрессивность или отчуждённость. В школьные годы такой человечек обычно испытывает сложности в общении со своими сверстниками, страдает от заниженной самооценки и не слышит своих истинных потребностей. В будущем он может стать злобным мстителем, пытающимся отыграть собственные обиды, или замечательным любящим родителем, который никогда не повторит ошибок матери и отца.

Хаотический стиль характеризуется отсутствием чётких требований к ребёнку. У родителей разные подходы к воспитанию. Им не хватает выдержки для соблюдения последовательной тактики. В отношениях с ребёнком наблюдаются постоянные эмоциональные скачки. Взрослые то ругают его безо всяких причин, то ни с того ни с сего вдруг проявляют ласку. Такое непоследовательное руководство приводит к тому, что дети перестают уважать своих родителей, становятся неконтролируемыми, пренебрегают точкой зрения старших, не слушаются.

Потребность в чётких ориентирах является одной из самых основных. Когда реакции родителей непредсказуемы, дети ощущают себя незащищёнными, что способствует развитию повышенной тревожности и снижению самооценки. В наиболее трудных случаях они не может адаптироваться в социуме.

Таким образом, стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребёнка — очень актуальная тема. Ведь от выбора той или иной тактики взаимодействия зависит то, каким станет ребёнок в будущем.

 

свернуть