Кафедра конструктивного взаимодействия

Современные дети и современные родители

13.03.2021
развернуть

Современные дети и современные родители

 

Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?»

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. Оцените особенности Вашего общения. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

  1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
  2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
  3. Ты невыносим(а)!
  4. У всех дети, как дети, а у меня...
  5. Ты мой(я) помощник(ца).
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять!
  8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
  9. Чтобы я больше не видел (а) твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился(сь)!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
  14. Меня не интересует, что ты хочешь!

Обработка результатов теста:

Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13, то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14, то начислите себе по два балла за каждый ответ.

Подсчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.

 

 

 

Многие родители зачастую говорят он (она) перестали меня слушаться, я ничего не могу изменить, он (она) все равно сделает по-своему. Почему же нам стало так тяжело понять их и найти общий язык? Сегодня такие вопросы задают не только родители, но и педагоги и психологи. Психологический портрет ребенка 21 века заставляет задуматься в первую очередь родителей, общество, педагогов как же строить свою деятельность по воспитанию и формированию личности ребенка в таких «новых» для нас условиях.

В чем же особенностей детей 21 века?

Рассмотрим ответ на этот вопрос с профессиональной точки зрения так Снегуров А.Н. (кандидат психологических наук, четырежды лауреат гранта Москвы, историк, заслуженный учитель РФ), отмечает «… сегодняшний ребенок — это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно. Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, — и это норма. Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.

Кириллина Н.А. (психиатр, кандидат медицинских наук, директор Института гармоничного развития и адаптации (ИГРА)) заставляет задуматься: «С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.»

При этом многие забывают, что после череды поражений у ребенка снижается самооценка и ребенок ищет самый простой, на сегодняшний день, способ уйти от проблем – поменять реальную жизнь на виртуальную. Ведь едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. А родители не всегда могут быть рядом и подсказать, что же ему делать, как быть? В интернет-сообществах есть множество форумов посвященных вопросам переживаниям детей, но если допустить, чтобы ребенок на все вопросы искал ответы в Интернете какую личность мы вырастим?

Что же в этом случае делать родителям?

Начнем с себя!

Нужно помнить, что воспитание своих детей начинается с воспитания себя!

Для этого необходима замена своих привычек, пристрастий и негативных черт на позитивные. Ведь именно родители, их поведение, отношение друг к другу, интонации в речи являются как основным примером для подражания на протяжении всей жизни, так и основным фактором в формировании детско-родительской привязанности...

И если ко всему процессу воспитания детей подходить ответственно и основательно, то тотального разрыва между поколениями можно избежать, не смотря на очень быстрые изменения, которые несет с собой время…

Не потакай капризам!

Количество ребят, которые ради достижения желаемого результата «топают ножками, бросаются на пол и т. п.» Всё это делается ради манипуляции родителями. Для того, чтобы хоть чуть-чуть передохнуть, родители идут на поводу у детей, обрекая себя и ребенка на нарушение в родительско-детских отношениях. Дать закрепиться такому стереотипу поведения никак нельзя!

Всё зависит от стереотипов!

Уважаемые родители! Дети очень быстро растут! К 3 годам жизни они впитывают от Вас стереотипы своего поведения и отчасти формируются сами. Помните, что эти стереотипы поведения будут превалировать в дальнейшей жизни растущей личности.

То, что видят дети в раннем возрасте, воспринимается ими в разрезе наглядно-действенного запечатления. То есть, «что я вижу и как вокруг меня происходят события и есть данность, есть правильно»!

Что видят и слышат наши дети в раннем возрасте, какие перенимают стереотипы поведения, восприятия и понимания действительности, формирует во многом будущую личность.

Каждый день по телевизору войны и катаклизмы. Скорость речи дикторов сравнима скорости стрельбы из автоматического оружия в фильме, который смотрит старший брат или даже папа. А в ребенке, который все это видит, формируется стереотип разрешения конфликтов путем применения грубой силы и агрессивного поведения.

Такой стереотип записывается в подсознании и легко переносится в жизнь. То же самое ребенок видит и в виртуальной жизни, которая у него перед глазами в компьютерных играх. В итоге в детях формируется искаженное понимание действительности и подавляется инстинкт самосохранения. Кроме этого, стирается возможность понимания того, что и другому может быть больно.

Или наоборот, внушается мысль, что причиняя боль другим, можно достичь доминирования над ними.

 

свернуть

Принуждение: может ли оно быть эффективным

27.02.2021
развернуть

            Принуждение: может ли оно быть эффективным

 

Примус (принуждение) – одно из средств воспитания, основанное на активном и непосредственном обнаружении воли воспитателя к воспитуемому, несмотря на сопротивление последнего.

Необходимость принуждения обусловлена, прежде всего, сложностью процесса дисциплинирования, направленного на преодоление противоречий между нужным и реальным поведением ребёнка.

В дружной семье, где уважают установленный режим и порядок, такие противоречия решаются легко и преимущественно средствами убеждения. Но если оно не дает положительных результатов, приходится обращаться к принуждению.

Как использовать принуждение в воспитании детей?

Родители должны знать, что для младшего школьника их авторитет чаще неоспорим. У подростка родители в силу определенных причин могут уже не иметь достаточного авторитета, и его покорность непосредственно связана с личным отношением к ним.

Следует учитывать также, что педагогические возможности принуждения ограничены и вызывают лишь элементарную покорность, которая для более высоких форм дисциплины далеко недостаточна.

Злоупотребление таким методом воспитания крайне вредно:

  • оно культивирует «авторитет угнетенного»,
  • формирует психологию «винтика», лишая чадо индивидуальности,
  • обостряет его сопротивление,
  • создает антагонистические отношения между ним и родителями.

Родители применяют принуждение в воспитании ребенка в том случае, если в семейном кругу есть определенные проблемы. Например, ребёнок постоянно избегает домашней работы, ленится, не помогает взрослым, недобросовестно относится к приготовлению уроков и тому подобное.

При таких обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка может быть лишь временной мерой, которая сочетается с объяснением, убеждением, требованиями, поощрением.

При решении задач воспитания следует понимать, чего можно достичь принуждением, а что требует более гибких средств педагогического воздействия.

Например, родители хотят, чтобы их ребёнок  хорошо учился, и заставляют его готовить уроки в определенное время. Но этим еще не обеспечивается воспитание исполнительности и любознательности. Эти качества развиваются постепенно, если стимулировать интерес и активность школьника.

При определенных обстоятельствах принуждение в воспитании ребенка. может принимать различные формы. Так, если ученик имеет ярко выраженные способности, но еще не понимает этого и не стремится их развивать, бывает полезным заставить его заняться соответствующим видом деятельности (математикой, музыкой и т.д.).

Однако это надо делать так, чтобы не вызвать у ребёнка негативного отношения или даже отвращения к этой деятельности, и ни в коем случае не переоценивать его способности и возможности, не заставлять его делать то, к чему нет таланта.

Этот метод воспитания основывается на авторитете родителей. Твердость и спокойствие, с которым дается распоряжение, свидетельствуют о внутренней силе воспитателя, и дети чаще всего хорошо это чувствуют.

Принуждение в воспитании ребенка может иметь форму приказа, распоряжения, иногда подкрепляется наказаниями. Но во всех случаях родители должны руководствоваться правилом: чем больше требований к сыну или дочери, тем больше уважения к нему.

Принуждение в воспитании ребенка оправдано, если у воспитателя есть твердая уверенность в том, что чадо подчинится и послушает его. Иначе цель не будет достигнута.

Целесообразно в отдельных случаях сочетать принуждение в воспитании ребенка с другими методами воспитания. Это способствует формированию у детей привычки подчинять при необходимости собственное «хочу» разумным «нужно», умение организовывать себя, опираясь на собственную инициативу, активность и самостоятельность, приобретенных в процессе развития личности.

Категорическое принуждение в воспитании ребенка необходимо во всех случаях, когда создается угроза или опасность для жизни несмышленыша и необходимо немедленно выполнить определенные действия, а не употреблять другие методы педагогического воздействия: разъяснение, убеждение.

 

свернуть

Помогаем ребёнку найти друзей

13.02.2021
развернуть

Помогаем ребёнку найти друзей

Прежде всего, родителям стоит понять, что проблемы ребенка в общении – это не мелочь, на которую можно не обращать внимания. Дети, которые с трудом находят общий язык с ровесниками, часто становятся изгоями в детском обществе. В дальнейшем это может привести к развитию у них различных психологических проблем и даже психических расстройств.

6 советов родителям, как помочь ребенку найти друзей

  1. Учите ребенка навыкам общения

Детские психологи считают, что обучать детей навыкам общения лучше всего с раннего возраста. Научившись знакомиться, ребенок сможет намного легче устанавливать контакты с ровесниками в детском саду и школе. Нередко для этого ему достаточно знать несколько фраз, которые предваряют знакомство и помогают начать общение. Бывает, дети не могут влиться в общую игру, и не знают, что можно сказать: «Привет, я – Рома. А как тебя зовут? Давай поиграем?» или «Здравствуйте, меня зовут Таня. Можно поиграть вместе с вами?». Несомненно, пригодятся ребенку и фразы вежливого общения: «Здравствуйте!», «Спасибо!», «Пожалуйста!» и другие.

  1. Формируйте позитивный взгляд на мир

Постарайтесь сформировать у ребенка положительное отношение к себе и к окружающему миру. Важно, чтобы у него не возникало мысли, что он хуже, чем другие дети. Помните, если ваш сын или дочь проявляет агрессию или, наоборот, ведет себя слишком пассивно или замкнуто, это может вызывать раздражение и неприязнь у других детей. В такой ситуации родителям стоит научить свое чадо управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление. Объясните ребенку, почему важно быть вежливым и доброжелательным по отношению к окружающим. Расскажите, что в любом коллективе любят дружелюбных и позитивных людей.

В результате неправильного воспитания ребенок может вырасти инфантильным. Из чего «рождается» инфантильность, и в каком возрасте ребенку следует передоверять ответственность за себя и свои поступки, чтобы в дальнейшем он не стал инфантильным взрослым? Об этом рассказывает практикующий психотерапевт Марк Евгеньевич Сандомирский.

  1. Развивайте ребенка физически

Родителям важно развивать ребенка не только интеллектуально, но и физически. Дети, хорошо владеющие своим телом, как правило, уверены себе и своих силах, и положительно воспринимаются большинством сверстников.

  1. Создавайте условия для общения со сверстниками

Ребенку стоит чаще контактировать со сверстниками, чтобы приобрести навыки успешного общения. Для этого постарайтесь предоставить чаду возможность общаться с другими детьми: организуйте детский праздник или разрешите ему приглашать сверстников к себе домой и самому ходить в гости. Если у вас взрослое мероприятие и в гости пришли ваши знакомые, не стоит отправлять ребенка в свою комнату. Общение со взрослыми поможет ему получить важный опыт и почувствовать себя более уверенно. Постепенно расширяйте круг общения чада. Например, предложите ему посещать спортивный клуб или художественную студию. Общие интересы и увлечения сближают детей – ребенок сам захочет проводить с ними больше времени.

  1. Не вмешивайтесь в отношения детей

Позвольте ребенку самостоятельно справляться с разногласиями и конфликтами в отношениях с другими детьми. Вмешаться можно, если дети не смогут найти приемлемого решения. Но и в этом случае взрослым желательно поинтересоваться их мнением, прежде чем предлагать какой-либо совет. Помните, чрезмерная опека родителей может стать причиной неприятия ребенка в среде сверстников. Также не стоит заставлять сына или дочь общаться с теми, кто им не по душе. Каждый человек, независимо от его возраста, вправе сам выбирать себе друзей. Ваша цель – дать ребенку понять, что вы ему доверяете и считаете достаточно взрослым для самостоятельного принятия решений.

  1. Воспитывайте личным примером

Чтобы ребенок быстрее освоил навыки общения со сверстниками, родители могут подавать пример своим детям – ходить в гости к друзьям, приглашать их к себе, выбираться куда-то вместе. Расскажите чаду о случаях из своего детства, как вы поступали в той или иной ситуации. Иначе говоря, делитесь опытом, а не навязывайте его. Дети берут пример, в основном, со своих родителей, поэтому такое общение может быть для них очень полезным.

 

свернуть