Итоги РКК и рекомендации

С  целью

повышения уровня подготовки учащихся

Х класса по учебному предмету «Математика» рекомендуется:

Администрации учреждений общего

среднего образования:

  1. Организовать в 2019/2020 учебном

году изучение учебного предмета «Математика» с учётом рекомендаций по результатам республиканской контрольной

работы.

  1. Повысить эффективность внутреннего контроля за организацией образовательного процесса по учебному предмету,

объективностью контрольно-оценочной

деятельности учителей-предметников.

  1. Включить в план работы методических объединений учителей математики

следующие вопросы:

— организация учебно-познавательной

деятельности учащихся на учебных занятиях по математике;

— развитие словесно-логического

мышления учащихся Х класса на учебных занятиях;

— контрольно-оценочная деятельность

учителя математики.

Учителям математики:

  1. В процессе обучения учебному

предмету уделить особое внимание формированию у учащихся умений применять математические знания (понятия,

формулы, теоремы, свойства, признаки

и т. д.) при решении геометрических

и алгебраических задач, самостоятельно работать с различными источниками информации, оценивать результаты

своих действий (самоконтроль результатов учебной деятельности; оценка правильности выполнения задания и т. д.);

формировать общеучебные умения и навыки.

  1. Продолжить работу по совершенствованию у учащихся умения выполнять

задания, в которых необходимо проявить

способность к переносу знаний из одной

области в другую, применять математи­

ческие знания для решения практикоориентированных задач, а также задач с

межпредметным содержанием.

  1. Создавать условия для включения

всех учащихся в учебно-познавательную

деятельность.

  1. Повышать эффективность коррекционной работы с учащимися, направленной на устранение пробелов в их знаниях и умениях.

Районным методическим объединениям

учителей математики:

Совершенствовать методическую работу по следующим направлениям:

— формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики (методы, способы,

приёмы работы с информацией, представленной в виде графиков и других

знаковых систем);

— работа с учащимися, испытывающими затруднения в обучении (своевременное выявление у учащихся затруднений в обучении, пробелов в знаниях;

индивидуально-групповая работа с учащимися и др.);

— контрольно-оценочная деятельность

педагога и учащихся (объективность оценивания педагогами знаний, умений учащихся; самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности).

Учреждениям повышения квалификации

и переподготовки кадров образования:

Включить в программы повышения

квалификации следующие вопросы:

— особенности организации учебнопознавательной деятельности учащихся

(базовый и повышенный уровни изучения учебного предмета);

— контрольно-оценочная деятельность

учителя-предметника;

— формирование умения решать

практико-ориентированные задачи.

Материалы подготовлены специалистами управления

мониторинга качества образования Национального института образования

Факторы, оказывающие влияние на

усвоение содержания образования по

учебному предмету «Математика».

Согласно результатам анкетирования

учебный предмет «Математика» считают трудным для себя 24,6 % десятиклассников. Свои затруднения при изучении

учебного предмета учащиеся связывают с:

— неспособностью самостоятельно разобраться с учебным материалом (26,2 %

учащихся);

— пропусками учебных занятий и ненавёрстыванием учебного материала (13,9 %

десятиклассников);

— большим объёмом учебной информации

для усвоения на одном учебном занятии

(10,9 % учащихся);

— быстрым темпом проведения учебных

занятий (10,3 % учащихся);

— собственной ленью и неорганизованностью (26,7 % десятиклассников).

При этом чуть более половины опрошенных педагогов связывают затруднения

десятиклассников с частыми пропусками

учебных занятий.

На учебных занятиях по математике

61,7 % учащихся достаточно активны:

внимательно слушают учителя, дополняют и исправляют ответы одноклассников,

активно участвуют в

обсуждении учебных

вопросов и заданий;

33,6 % учащихся внимательно слушают учителя, выполняют предложенные им задания,

но при этом не стараются проявлять активность на учебном

занятии; 4,7 % — невнимательно слушают учителя, повторяют учебный материал, по которому могут спросить, не

переспрашивают учителя о том, что было

непонятно.

Качественному усвоению содержания

учебного предмета способствует систематическое выполнение домашнего задания.

По результатам анкетирования 38,0 %

учащихся не всегда выполняют домашнее

задание по математике, что может являться одной из причин пробелов в их

знаниях и умениях.

Учащиеся хотели бы повысить результаты своей учебной деятельности по

учебному предмету за счёт усовершенствования следующих умений:

— рационально организовывать свою

учебную деятельность с учебным материалом (51,9 % учащихся);

— осмысленно запоминать учебный

материал (48,7 % учащихся);

— применять изученный теоретический

материал при решении задач, выполнении упражнений (44,6 % учащихся);

— анализировать, обобщать, аргументировать учебный материал (37,0 % учащихся);

— контролировать, оценивать и корректировать результаты своей учебной

деятельности (36,1 % учащихся).

Для выявления направленности и

уровня развития внутренней мотивации

учебной деятельности десятиклассников

была использована методика диагностики направленности учебной мотивации

Т. Д. Дубовицкой3

.

Рисунок 5

Рисунок 6

3 Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и

образование. — 2002. — № 2. — С. 42—45.

Как показало исследование, 74,9 %

учащихся, выполнявших РКР, имеют

внутреннюю мотивацию к изучению

учебного предмета; 25,1 % — внешнюю

мотивацию к изучению учебного предмета.

При ответе на вопрос «Что, по Вашему мнению, в первую очередь снижает

эффективность обучения данному учебному предмету учащихся класса, в котором

проводилась контрольная работа?» мнения

педагогов распределились следующим образом:

— низкая мотивация учебной деятельности учащихся (74,7 % педагогов);

— низкий уровень сформированности

у учащихся общеучебных умений (54,3 %

педагогов);

— нерациональное использование времени учебного занятия (10,4 % педагогов);

— большие затраты времени на поддержание дисциплины на учебных занятиях (7,4 % педагогов);

— отсутствие у педагога времени для

самообразования, качественной подготовки к урокам (4,5 % педагогов).

В процессе обучения педагоги чаще

всего испытывают затруднения при реализации таких профессиональных задач,

как:

— использование в процессе обучения

электронных средств обучения;

— реализация межпредметных связей;

— формирование у учащихся навыков

грамотной речи и письма;

— формирование у учащихся мотивации учения.

Это отметили в своих анкетах

13,8 % — 18,2 % респондентов.

В результате анкетирования установлено, что 54,7 % учащихся не ощущали

психологического дискомфорта (беспомощности, напряжённости) на учебных

занятиях по математике; 19,7 % учащихся, которые его испытывали, связывают это с плохими отметками по учебному предмету; 25,1 % — с отсутствием

ситуации успеха на учебном занятии;

3,7 % — с напряжёнными отношениями

с одноклас­сниками; 7,0 % учащихся —

с отсутствием взаимопонимания с учителем.

Вопросы, по которым учителя математики хотели бы повысить уровень

своей профессиональной подготовки,

следующие:

— работа с одарёнными учащимися

(53,5 % педагогов);

— преподавание учебного предмета на

повышенном уровне (25,7 % педагогов);

— использование в образовательном

процессе компонентов УМК по учебному

предмету, включая электронные средства

обучения (26,8 % педагогов);

— работа с учащимися, испытывающими затруднения в обучении (10,8 %

педагогов);

— контрольно-оценочная деятельность

педагога и учащихся (10,0 % педагогов).

Среди опрошенных педагогов 1,5 %

имеют категорию «учитель-методист»,

57,3 % — высшую категорию, 33,8 % —

первую, 4,8 % — вторую и 2,6 % педагогов — без категории. В выборке исследования преобладают учителя с большим

педагогическим стажем: у 72,5 % он составляет более 20 лет, у 18,2 % — 11—

20 лет.

С учётом вышеизложенного с целью

повышения уровня подготовки учащихся

Х класса по учебному предмету «Математика» рекомендуется:

Администрации учреждений общего

среднего образования:

  1. Организовать в 2019/2020 учебном

году изучение учебного предмета «Математика» с учётом рекомендаций по результатам республиканской контрольной

работы.

  1. Повысить эффективность внутреннего контроля за организацией образовательного процесса по учебному предмету,

объективностью контрольно-оценочной

деятельности учителей-предметников.

  1. Включить в план работы методических объединений учителей математики

следующие вопросы:

— организация учебно-познавательной

деятельности учащихся на учебных занятиях по математике;

— развитие словесно-логического

мышления учащихся Х класса на учебных занятиях;

— контрольно-оценочная деятельность

учителя математики.

Учителям математики:

  1. В процессе обучения учебному

предмету уделить особое внимание формированию у учащихся умений применять математические знания (понятия,

формулы, теоремы, свойства, признаки

и т. д.) при решении геометрических

и алгебраических задач, самостоятельно работать с различными источниками информации, оценивать результаты

своих действий (самоконтроль результатов учебной деятельности; оценка правильности выполнения задания и т. д.);

формировать общеучебные умения и навыки.

  1. Продолжить работу по совершенствованию у учащихся умения выполнять

задания, в которых необходимо проявить

способность к переносу знаний из одной

области в другую, применять математи­

ческие знания для решения практикоориентированных задач, а также задач с

межпредметным содержанием.

  1. Создавать условия для включения

всех учащихся в учебно-познавательную

деятельность.

  1. Повышать эффективность коррекционной работы с учащимися, направленной на устранение пробелов в их знаниях и умениях.

Районным методическим объединениям

учителей математики:

Совершенствовать методическую работу по следующим направлениям:

— формирование математической грамотности учащихся в процессе преподавания математики (методы, способы,

приёмы работы с информацией, представленной в виде графиков и других

знаковых систем);

— работа с учащимися, испытывающими затруднения в обучении (своевременное выявление у учащихся затруднений в обучении, пробелов в знаниях;

индивидуально-групповая работа с учащимися и др.);

— контрольно-оценочная деятельность

педагога и учащихся (объективность оценивания педагогами знаний, умений учащихся; самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности).

Учреждениям повышения квалификации

и переподготовки кадров образования:

Включить в программы повышения

квалификации следующие вопросы:

— особенности организации учебнопознавательной деятельности учащихся

(базовый и повышенный уровни изучения учебного предмета);

— контрольно-оценочная деятельность

учителя-предметника;

— формирование умения решать

практико-ориентированные задачи.

Материалы подготовлены специалистами управления

мониторинга качества образования Национального института образования