Методическая копилка: приемы работы

Некоторые методические приёмы, используемые на уроках математики

Применение каждого метода обучения обычно сопровождается приёмами и средствами. Приём обучения выступает как элемент метода обучения, как его составная часть. Приём не имеет самостоятельной задачи, а подчиняется той задаче, которая выполняется с помощью метода. Одинаковые приёмы могут быть использованы в разных методах обучения и наоборот. Реальная деятельность обучения состоит из определённых приёмов. Например, приём работы с алгоритмом рассуждения может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследовательский методы. Набор приёмов на уроке зависит от цели и задач, типа урока, этапа урока, используемых методов, вида и способа деятельности учащихся. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная учебная ситуация.

Средствами обучения являются все те материалы, с помощью которых педагог осуществляет учебный процесс: дидактические материалы; учебно-наглядные пособия; технические средства обучения и т.п.

  1. Проблемная ситуация.Данный приём способствует формированию мышления, речи, развивает творческие способности, учит формулировать и отстаивать свою точку зрения. Проблемная ситуация может возникнуть из затруднения, противоречия или удивления. Учитель создаёт проблемную ситуацию и предлагает школьникам найти решение этой проблемы. Приём может быть использован как при обобщении изученного материала, так и при знакомстве с новой темой.

(При изучении степени с натуральным показателем возник вопрос: а как возвести число в степень 0.5).

  1. Лови ошибку.Данный приём активизирует внимание учащихся. Формирует умение анализировать информацию, применять знания в нестандартной ситуации, критически оценивать полученную информацию. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую ошибку. Учащиеся ищут ошибку группой, парой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к опредёленному мнению, группа озвучивает свой ответ. Ошибка может быть в вычислении, несоблюдении условия, при котором может быть решена задача и т. д.
  2. Да-нетка.Приём формирует умение систематизировать материал, связывать разрозненные факты в единую картину, умение слушать и слышать друг друга. Данный приём используется при фронтальной работе, для того чтобы быстро провести опрос детей, проверить домашнее задание, понимание темы. Педагог задаёт детям вопросы, объединённые какой-то темой или из разных областей. Школьники, отвечая на вопросы, используют в своих ответах только два слова «да» и «нет».
  3. Узнай меня. Прием практически совпадает с предыдущим. Только в этом случае учитель задумывает понятие, учащиеся задают вопросы и, получая ответы «да» или «нет», отгадывают задуманное понятие.
  4. 5. Снежный ком.Приём развивает кратковременную оперативную память, помогает выявить знания школьников по изучаемой теме. Приём может быть проведён в виде игры-эстафеты. Учитель (или ученик) начинает правило и передает эстафету соседу, тот повторяет слово и называет следующее и т. д.
  5. Коротко и по существу.Приём направлен на развитие умения кратко формулировать свою мысль, как в устной, так и в письменной форме.
  6. Диктант значений.Приём направлен на формирование активного словаря школьников, на умение определять предмет, понятие по его свойствам. Это могут быть свойства, а может быть кроссворд.
  7. Запись величин, которая поможет вспомнить формулы.