Родителям

 

П-Загородская амбулатория проводит иммунизацию против сезонного гриппа.

За справками обращаться в   П-Загородскаю амбулаторию или по телефонам 39-07-51, 39-07-62

Вакцинопрофилактика гриппа
 Грипп продолжает оставаться наиболее массовым заболеванием, являясь инфекцией, вызывающей периодические подъемы (в т. ч. эпидемии, пандемии), охватывающие до 20-30% детей и до 5-10% взрослых. Во время этих подъемов умирают от 250 до 500 тыс. человек. Экономический ущерб составляет от 1 до 6 млн. долларов на 100 тыс. населения.
 
 По стране ежегодно гриппом заболевает около 10% детей и   5% взрослых. Ежегодно экономический ущерб от заболевания гриппом ориентировочно оценивается в сумму эквивалентную более чем 1 млн. долларов США на 100 тыс. населения.
 
      В настоящее время уже не подлежит сомнению, что эффективная борьба с гриппом возможна путем массовой вакцинопрофилактики. Иммунизация предотвращает заболевание гриппом у 50 – 95% привитых. Экономический эффект применения гриппозных вакцин в 10-20 раз превышает затраты на вакцинацию.
 
 Почему важно быть защищенным от гриппа?
 
 Чем грипп опаснее по сравнению с другими ОРВИ?
 
 Вирус гриппа попадает в поверхностный слой воздухоносных путей, одной из основных функций которого является очищение дыхательных путей от пыли, бактерий и т.д. Попав в клетку, вирус гриппа разрушает ее с высокой скоростью и через 24-48 часов после проникновения образуется достаточное для поражения поверхностного слоя легких количество новых вирусов. Поврежденный вирусом гриппа поверхностный слой легких и др. органов не образует барьер и является доступным для проникновения и размножения в нем бактерий. В результате перенесенный грипп осложняется пневмониями, бронхитами, отитами, синуситами и т.д. Также нередко отмечаются нарушения со стороны сердечно-сосудистой, выделительной и других систем. Осложнения являются непосредственной причиной смерти после перенесенного гриппа. Другие ОРВИ не всегда сопровождаются подобного рода поражениями или вообще их не вызывают. 
 
 
 Целесообразность ежегодной вакцинации против гриппа
 
 Ранее было высказано предположение, что ежегодное введение вакцины против гриппа может со временем вызывать привыкание и приводить к снижению протективного иммунитета, однако исследования не подтвердили эту гипотезу. Мета-анализ исследований об эффективности и целесообразности ежегодной вакцинации показал, что с учетом смены штаммов вируса гриппа и недолгосрочным поствакцинальным иммунитетом (до 12 месяцев), рекомендации относительно ежегодной вакцинации обоснованы. 
 
 
      Какова эффективность вакцинопрофилактики гриппа?
 
 Результаты систематического обзора, представленного в Кокрановской базе данных показывают, что эффективность защиты против гриппа, сформированной с помощью вакцинации находится в пределах 70-95% у лиц до 60 лет и в пределах 50-80% у лиц 60 лет и старше.
 
 Результаты мета-анализа 20 когортных исследований вакцинированных против гриппа лиц пожилого возраста, показали эффективное снижение заболеваемости респираторными инфекциями, пневмониями, частоту снижения случаев госпитализации и смертности по отношению к невакцинированной группе лиц.   
 
 Какова действенность вакцинопрофилактики гриппа?
 
       Действенность – польза для популяции (общества) в целом.
 
 По результатам мета-анализа сделан вывод, что среди лиц, привитых против гриппа, отмечается:
 
     * Снижение лабораторно диагностированным гриппом в 1,4 – 3,5 раза;
     * Снижение заболеваемости ОРВИ – на 25%;
     * Снижение частоты госпитализации и смертности от гриппа у относительно здоровых взрослых лиц, а также у детей и подростков на 70-90%;
     * Снижение на 33% количества случаев госпитализаций, связанных с заболеванием пневмонией и гриппом и на 50% общей смертности среди пожилых людей, проживающих в учреждениях закрытого типа.
 
 
 
 Целесообразна ли вакцинация беременных женщин против гриппа?
 
 В случае заболевания гриппом беременной женщины существенно возрастает риск возникновения спонтанного аборта.
 
 Проведенные исследования установили значимую связь между заболеваемостью гриппом и частотой случаев опухолей мозга у новорожденных детей. Исходя из этого, Консультативный комитет по практике иммунизации (АСIР) рекомендовал вакцинацию против гриппа женщин после первого триместра беременности.
 
       При наличии высокого риска заражения и возникновения постгриппозных осложнений возможно назначение вакцинации против гриппа в индивидуальном порядке беременным женщинам во втором и третьем триместре. При этом необходимо использовать те препараты, инструкциями которых допускается возможность применения у беременных (например, «Гриппол», «Ваксигрип», «Флюарикс» и др.). 
 
       Допускается ли вакцинация против гриппа в период кормления грудью?
 
 Период лактации не является противопоказанием для проведения иммунизации против гриппа с использованием неживых вакцин.
 
       С целью защиты детей раннего возраста (особенно детей в возрасте до 6 месяцев, защита которых не может быть обеспечена с помощью вакцинации), целесообразно привить против гриппа всех лиц, тесно контактирующих с ребенком (в т.ч. и кормящих матерей).
 
       Характеристика современных вакцин
 
 Для вакцинации против гриппа на территории Республики Беларусь применяются следующие виды вакцин (по технологии изготовления):
 
 1. Живые вакцины – содержат в составе живой вирус гриппа, создают напряженный поствакцинальный иммунитет (высокоэффективны), вводятся путем распыления в носовые ходы. Способны вызывать общие реакции у людей в виде повышения температуры тела, недомогания, головной боли и др. Все эти симптомы кратковременны и исчезают спонтанно, как правило, через 1–2 дня.
 
 В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь зарегистрирована:
 
     * ВАКЦИНА ГРИППОЗНАЯ АЛЛАНТОИСНАЯ ИНТРАНАЗАЛЬНАЯ ЖИВАЯ СУХАЯ (лиофилизат для приготовления раствора для интраназального введения 0,5 мл (1 доза) в ампулах в комплекте с распылителем – дозатором в упаковке № 1, производитель ВГУП НПО Микроген МЗ РФ филиал в г. Иркутск, РФ).
 
    2. Инактивированные вакцины:
 
 Цельновирионные - содержат неразрушенные целые вирионы (вирусы) гриппа. Данные вакцины обладают высокой эффективностью и иммуногенностью, но из-за содержания в составе целого вируса способны вызывать общие реакции у людей в виде повышения температуры тела, недомогания, головной боли и др. и местные реакции в месте введения. Вводятся инъекционным путем или интраназально.
 
 В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь зарегистрированы:
 
       - ГРИППОВАК (вакцина гриппозная инактивированная жидкая центрифужная, суспензия в ампулах 0,5 мл (1 доза) в упаковке № 10, производитель ФГУП Санкт-Петербургский НИИ вакцин и сывороток и предприятие по производству бактерийных препаратов, РФ).
 
     * ИГВ (вакцина гриппозная инактивированная элюатно-центрифужная жидкая, суспензия в ампулах 0,5 мл (1 доза) в упаковке №10, производитель Уфимский филиал ФГУП «НПО «Микроген», РФ).
 
 Расщепленные (сплит-вакцины) – это вакцины, которые содержат наиболее важные для выработки иммунитета наружные и внутренние антигены разрушенного вируса. Данные вакцины обладают высокой эффективностью и иммуногенностью, низкой частотой развития общих и местных реакций. Имеют минимум противопоказаний для их использования. Могут применяться у беременных женщин. Вводятся инъекционным путем.
 
 В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь зарегистрированы:
 
     * ФЛЮАРИКС (раствор 1 доза (0,5 мл) в шприце, производитель «ГлаксоСмитКляйн», Бельгия.
     * ВАКСИГРИП (раствор 1 доза (0,5 мл) в шприце и раствор 10 доз (5 мл) во флаконе, производитель «Санофи-Пастер, Франция) - стоимость иммунизации в 19-ой ЦРП – 41970 рублей.
 
 Субъединичные – состоят из наружных частичек (белков) вируса гриппа. Данные вакцины максимально очищены от других компонентов. Вакцины высокоэффективны и иммуногенны, вызывают незначительное число общих и местных реакций. Имеют минимальный перечень противопоказаний для использования. Могут применяться у беременных женщин. Вводятся инъекционным путем.
 
 В Министерстве здравоохранения Республики Беларусь зарегистрированы:
 
     * ИНФЛЮВАК - (суспензия для внутримышечного и подкожного введения в одноразовых шприцах 0,5 мл в упаковке № 1, № 10, производитель «Солвей Фармасьютикалз», Нидерланды) - стоимость иммунизации в 19-ой ЦРП – 36390 рублей.
 
       - ГРИППОЛ – (раствор для внутримышечного и подкожного введения 0,5 мл в упаковке №10, производитель РФ, «Микроген»).
 
     * ГРИППОЛ ПЛЮС (раствор для внутримышечного и подкожного введения 0,5 мл в одноразовых шприцах, производитель ООО «НПО ПетроваксФарм», РФ) - стоимость иммунизации в 19-ой ЦРП – 30527 рублей.
 

 Предотвращенный экономический ущерб на каждого привитого на предприятии ориентировочно составляет более 200 тыс. бел. рублей. Вакцинация сотрудников способствует улучшению состояния здоровья трудового коллектива, минимизации неудобств, связанных с нарушением производственных процессов вследствие заболевания сотрудников, увеличению прибыли и повышению конкурентоспособности предприятия.

Менингококковая инфекция и ее профилактика. ПАМЯТКА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Менингококковая инфекция занимает важное место в инфекционной патологии и продолжает оставаться актуальной для Республики Беларусь.
Это определяется:
легкостью распространения заболевания, в основном воздушно-капельным путем - при кашле, чихании, разговоре, при достаточно тесном и продолжительном общении;
первичная симптоматика менингококковой инфекции нередко схожа с проявлениями других острых респираторных инфекций (ОРИ), что порой затрудняет диагностику заболевания;
высокой пораженностью больных генерализованной формой;
тяжелым клиническим развитием заболевания;
достаточно высокой летальностью и смертностью;
опасностью заболевания в том, что оно может развиваться в считанные часы и даже минуты, так называемые «молниеносные» формы заболевания, и спасти больного удается не всегда;
чаще болеют дети до 3-летнего возраста.
Следует знать, что возбудитель менингококковой инфекции постоянно циркулирует среди различных возрастных групп населения, но наибольшую эпидемическую опасность для окружающих представляют  бактерионосители. Считается, что на 1 больного приходится 1200 бактерионосителей. Причем чаще всего носителями являются взрослые, даже не подозревая об этом, а болеют преимущественно дети.
Менингококк наиболее активизируется во время эпидемии гриппа.
Коварство этой инфекции в том, что начальные клинические проявления заболевания напоминают простуду или грипп.
Наиболее распространённой формой инфекции является назофарингит, когда воспаляется задняя стенка глотки, отмечается незначительное повышение температуры тела, головная боль, першение в горле, заложенность носа и насморк. На этом этапе пациентам чаще всего ставится диагноз: острое респираторное заболевание. Однако неправильная и несвоевременная диагностика может далее привести к воспалению мозговых оболочек.
Для генерализованных форм менингококковой инфекции характерно острое и бурное начало на фоне полного здоровья. В этом случае заболевание начинается внезапно. Например, ребенок ложится спать совершенно здоровым, а ночью он неожиданно становится неспокойным, ощущает мышечную слабость; если с ребенком возможен словесный контакт, то он будет жаловаться на сильную головную боль, которая не снимается обычными обезболивающими средствами. В течение часа обычно поднимается температура до 39-40°, через 5-6 часов возникает рвота, не приносящая облегчения больному. Но самый грозный симптом, на который обязательно надо обратить внимание, - появление сыпи. Сначала это бледно-розовые звездочки, на протяжении первых суток они появляются у 80 % больных. Сыпь будет увеличиваться. И именно при наличии ее надо обязательно повторно вызывать доктора, поскольку первичный диагноз до сыпи может быть выставлен как острое респираторное заболевание.
Такая форма менингита опасна тем, что может развиться токсико-септический шок из-за кровоизлияния в жизненно важные органы и, прежде всего, в надпочечники. Этот шок становится причиной смерти у 5-10 процентов больных. Поэтому, чем раньше родители обратятся за медицинской помощью, и чем раньше будет поставлен соответствующий диагноз, тем больше шансов спасти больного. Но в любом случае понадобится госпитализация и родителям не надо отказываться от нее.
Каковы меры профилактики менингококковой инфекции?
В случае появления первых симптомов, характерных для менингококковой инфекции необходимо немедленно вызвать «скорую помощь» и быстро доставить больного в больницу.
До приезда «скорой» необходимо изолировать больного, выделить ему индивидуальные средства личной гигиены и посуды, обеспечить больному абсолютный покой и хороший уход.
Чтобы не заболеть и не заразить окружающих, нужно избавляться от хронических заболеваний носоглотки - фарингита, тонзиллита, ларингита.
Родители ребенка должны помнить, что в случае простудных проявлений они могут явиться источником заболевания для своего ребенка, поэтому при появлении первых признаков заболевания необходимо пользоваться марлевыми масками.
Рекомендуется больше гулять с ребенком на открытом воздухе, избегать поездок в общественном транспорте, длительно не находиться в помещениях, где имеется большое скопление людей (магазины, рынки, парикмахерские и т.д.).
Все праздничные мероприятия (крестины), связанные с рождением ребенка необходимо  проводить вне квартиры, где он находится.
Поскольку возбудитель неустойчив во внешней среде, актуальными являются режимы проветривания, влажной уборки с применением дезинфицирующих средств, использование бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха;
Если медицинским работником предложена госпитализация - не отказывайтесь от нее, от этого может зависеть жизнь Вашего ребенка.
Полноценное и сбалансированное питание, обогащенное витаминами и микроэлементами, занятие спортом, закаливание организма способствуют устойчивости организма к инфекции.
К сожалению, многие родители не в полной мере осознают опасность заболевания, а поэтому отказываются от квалифицированной медицинской помощи.
Учитывая внезапное начало и тяжесть заболевания менингококковой инфекцией, необходимо при первых его признаках как можно раньше обратиться за помощью к врачу, от этого будут зависеть результаты успешного лечения и благоприятного исхода заболевания.
 

 

Профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании среди подростков

 

Профилактика наркомании и табакокурения среди подростков

 
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурение, алкоголизм и наркомания). Итак, да здравствует профилактика. А какой она должна быть?

К сожалению, все предпринимаемые попытки остановить рост детской наркомании, алкоголизма и табакокурения до сих пор не увенчались успехом. Одна из наиболее существенных причин этого - крайне упрощенное представление о содержании и направлениях профилактики. В большинстве зарубежных стран, столкнувшихся с эпидемией молодежной наркомании гораздо раньше нас, педагогическая профилактика стала приоритетным и наиболее перспективным направлением, а педагог - одним из главных участников превентивной политики.

Основная задача психолого-педагогической профилактики заключается не только и даже не столько в предотвращении реального знакомства с наркотиками, сколько в том, чтобы предупредить возникновение у подростка установки на наркотизацию - желания попробовать дурман.

Но для того чтобы такого желания не возникло, молодой человек должен успешно строить отношения с окружающим миром - решать проблемы, реализовывать возникающие потребности за счет собственных знаний и умений. И тут задачи профилактики полностью совпадают с собственно задачами воспитания. 

Но психолого-педагогическая профилактика не должна сводиться только к предупреждению знакомства с наркотиками. Практически все подростки-наркоманы до знакомства с наркотиками имели опыт курения, употребления алкоголя. Причем прослеживается весьма четкая зависимость: чем раньше ребенок приобрел такой опыт, тем больше у него шансов в дальнейшем познакомиться и с наркотиками. Объяснение этому простое. Во-первых, эффект воздействия всех этих веществ оказывается схожим, во-вторых, подросток быстро привыкает к тому, чтобы не решать свои проблемы, а скрываться от них при помощи дурмана.

На современном этапе развития педагогической науки обострились проблемы теоретического и практического характера, необходимость научного решения которых детерминируется особенностями социокультурной ситуации в российском обществе. Одна из таких проблем - возрастающие в массовых масштабах многообразные формы вредных привычек, к которым следует отнести: алкоголизацию, табакокурение, наркотизацию, токсикоманию, компьютерную зависимость и другие явления. Наиболее распространенными формами вредных привычек являются алкоголизация и табакокурение подростков. 

Статистика фиксирует небывалый рост числа курящих, наркоманов и алкоголизирующих подростков. Прогрессирующее ухудшение этой ситуации в России сопровождается следующими негативными тенденциями. Во-первых, происходит неуклонное «омоложение» подростков, употребляющих никотин и алкоголь. Во-вторых, с распространением вредных привычек происходит лавинообразное развитие симптомов болезни - многоочагового поражения коры головного мозга, степень тяжести которого определяет эмоционально-волевые, интеллектуальные, морально-нравственные нарушения, что представляет собой серьезную угрозу для здоровья молодежи и нации в целом. В-третьих, последствия алкоголизации и табакокурения подростков имеют во многом скрытый, «латентный» характер, что способствует раннему формированию тяжелых хронических заболеваний. Важно отметить, что курение и алкоголизация являются «психологическими воротами», способствующими началу употребления других психоактивных веществ и формированию ранней криминализации. Эти негативные тенденции в развитии современного общества ставят перед педагогической наукой исключительно важную задачу поиска эффективных методов и форм профилактической работы с подростками. 

Проникая в различные сферы нашей жизни, данные вредные привычки оказывают всё более пагубное воздействие на социальное самочувствие, интеллектуальный, профессиональный, генетический потенциал общества. Всё это приводит к резкому сокращению рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшению здоровья людей, подрыву трудовых ресурсов страны, ослаблению фундаментальной основы общества - семьи. 

Наибольшие трудности в приспособлении к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают подростки. Ранняя алкоголизация и табакокурение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения подростка: в семье, школе. 

Исходя из вышесказанного, проблема ранней профилактики возникновения вредных привычек у подростков представляется нам чрезвычайно актуальной.

Понятие и принципы об алкоголизме, табакокурении и наркомании


Под наркоманией понимают болезненное влечение, пристрастие к систематическому употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям психических и физических функций. Развернутое определение наркомании дает комиссия экспертов ВОЗ. Согласно этому определению, наркомания - это «психическое, а иногда также физическое состояние, возникающее в результате взаимодействия между живым организмом и наркотическим средством, характеризующееся особенностями поведения и другими реакциями, которые всегда включают потребность в постоянном или периодически возобновляемом приеме этого наркотического средства с целью испытать его психическое воздействие или избежать дискомфорта, связанного с его отсутствием».

Токсикоманией называют заболевание, вызванное потреблением токсических веществ, т.е. употребление таблеток транквилизаторов, кофеина, полученного от крепкого чая - чифиря, вдыханием ароматических веществ бытовой техники. В состоянии опьянения, кроме эйфории, возникают зрительные галлюцинации. В результате употребления наркотиков, токсических веществ у человека возникает психическая и физическая зависимость, т.е. желание во что бы то ни стало удовлетворить потребность в наркотике, так как без него развиваются тревога, страх, аффективное напряжение, внутреннее беспокойство, чувство усталости, слабости, головокружение, ломящие боли в костях и суставах, сердцебиение, озноб или, наоборот, жар в теле, потливость. Эти понятия могут быть объединены в понятии «синдром абстиненции» [51, c. 103-105].

Алкоголизм характеризуется патологическим влечением к спиртному, сопровождающимся социально-нравственной деградацией личности. «Алкогольная зависимость» развивается постепенно и определяется сложными изменениями, которые происходят в организме пьющего человека и принимают необратимый характер: спирт становится необходимым для поддержания обменных процессов.

Различают три вида алкоголизма:

бытовой алкоголизм характеризуется привыканием к алкоголю, однако пьющий человек еще способен контролировать количество напитка и даже временно прекратить его употребление в неподходящих для выпивки ситуациях;

при хроническом алкоголизме утрачиваются характерные для бытового алкоголизма возможности. Толерантность (переносимость) достигает максимума, страсть к спиртному принимает патологический характер;

осложненный алкоголизм отличается от предыдущих тем, что пьющие, наряду с алкоголем, употребляют барбитураты или наркотики [55, c. 50-51].

Табакокурение - вдыхание дыма тлеющих высушенных или обработанных листьев табака, наиболее часто в виде курения сигарет. 

Табачный дым содержит психоактивные вещества-алкалоиды никотин и гармин, которые в комбинации являются аддиктивным стимулятором ЦНС, а также вызывают слабую эйфорию. Эффекты от воздействия никотина включают временное снятие усталости, сонливости, вялости, повышение работоспособности и памяти.

По многим объективным параметрам, зависимость от никотина, быстро формируемая при табакокурении носит наркотический характер, таким образом представляя собой разновидность наркомании. Среди всех наркотических зависимостей зависимость от никотина является одной из самых сильных, обладая очень высоким аддиктивным потенциалом. При психологической зависимости человек тянется за сигаретой, когда находится в курящей компании, либо в состоянии стресса, нервного напряжения, для стимуляции умственной деятельности. Вырабатывается определенная привычка, ритуал курения, без которого человек не может полноценно жить. Часто такие люди ищут повод, чтобы покурить, «перекуривают», при обсуждении какого-либо дела, либо просто общаясь, или чтобы «убить» время, тянутся за сигаретой. При физической зависимости требование организмом никотиновой дозы так сильно, что все внимание курящего сосредоточивается на поиске сигареты, идея курения становится столь навязчивой, что большинство других потребностей (сосредоточение на работе, утоление голода, отдых, сон и т.д.) уходят на второй план. Появляется раздражительность, невозможность сконцентрироваться на чем-либо, кроме сигареты, может наступить апатия, нежелание что-либо делать. Улучшение самочувствия наступает лишь после выкуривания сигареты (либо двух и более), когда организм получит определенное количество никотина.[33, c. 33-34]

Целостность системы работы по профилактике обеспечивается рядом принципов, лежащих в основе научно-методического подхода к профилактической деятельности. 

Принцип научности. Является важнейшим в профилактике наркотизма, табакокурения и алкоголизма. Информационное поле формируется с использованием научных и литературных материалов, на основе практического опыта специалистов. 

Принцип сотрудничества. Предполагает кооперацию и единство действий как всех участников образовательного процесса в проведении 

Принцип политической и общественной поддержки. Только при поддержке администрации, общественных организаций и средств массовой информации можно получить реальные результаты деятельности. 

Принцип активности всех участников профилактической деятельности. Предполагает активное участие учителей, учащихся, родителей в планировании и реализации наркотической профилактической работы. 

Принцип формирования реальных ясных целей и постановки задач. Задачи профилактической деятельности должны быть реальными, адаптированными к условиям образовательного учреждения, учитывать возможности коллектива школы, подкрепляться необходимыми ресурсами для достижения поставленных целей. 

Принцип оценивания эффективности и результативности реализации профилактических программ [43, c. 150-153].

Методы оценки эффективности и качества результатов профилактической работы должны быть заложены в самом начале планируемой деятельности.

1.2 Возрастные особенности развития подростков и их склонность к табакокурению, алкоголизму, наркомании

Для каждого возрастного этапа характерны свои физиологические, поведенческие особенности развития. А какие из них способны повлиять на знакомство ребенка с наркотиками?

Так, практически каждый ребенок проходит через стадию «маленьких обезьянок», с особым искусством подражая окружающим, копируя их черты. Эту поведенческую особенность детского возраста психологи называют реакцией имитации. Она вполне естественна и даже необходима для нормального психического развития. Ведь таким образом ребенок примеряет на себя различные социальные роли, которые в будущем ему предстоит выполнять, учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Однако в силу недостаточной сформированности аналитико-прогностического компонента мыслительной деятельности дети не в состоянии выбирать образцы для подражания, словно зеркало отражая все то, что их окружает. В полной мере это относится и к наркогенному поведению.

Безусловно, первым примером для подражания служат родители. Часто именно благодаря им ребенок знакомится с «легальными наркотиками» - алкоголем, никотином. Именно наблюдая за взрослыми, он узнает о традиции использования алкоголя по торжественным случаям. Алкогольные напитки на столе у ребенка прочно связываются с атмосферой праздника, веселья в доме. Знакомство с ними кажется привлекательным, поскольку помогает стать похожим на папу, его друзей - таких сильных, мужественных, взрослых. Так происходит первая алкогольная проба. Конечно, совсем необязательно, что она неминуемо приведет к формированию наркогенной зависимости. Но... По нашим исследованиям, 82% несовершеннолетних наркоманов из благополучных семей начинали свою наркогенную карьеру с домашних праздников, поддерживая компанию взрослых.

Подростковому возрасту присущ так называемый этап аутодеструктивного (саморазрушающего) поведения, когда все то, что связано с риском, кажется особенно привлекательным. Ребенок с удовольствием демонстрирует окружающим «чудеса храбрости»: не думая о последствиях, перебегает дорогу прямо перед носом мчащейся машины, забирается на крышу, совершает множество других «подвигов». Обычно этот этап «знаменуется» множеством синяков и шишек и является своеобразным способом оценки ребенком себя на прочность (в большей степени это характерно для мальчиков). Стремление к риску может провоцировать отклоняющееся поведение, в том числе и приобщение к одурманивающим веществам [24, c. 108-110].

Подростковый возраст для большинства родителей и учителей становится серьезным испытанием. Его не случайно называют «трудным» - вчера еще такие послушные и дисциплинированные мальчики и девочки сегодня вдруг становятся неуправляемыми, грубыми, даже жестокими. Во многом причины столь резких перемен характера связаны с мощными физиологическими перестройками, которые претерпевает организм подростка. Темпы созревания различных систем организма оказываются неодинаковыми, нередко они просто не успевают друг за другом. Так, к примеру, причина подростковых обмороков чаще всего заключается в том, что общий рост тела (когда за 2-3 месяца подросток вытягивается на 15-20 см) опережает развитие сосудистой системы. Субъективно все это проявляется в ощущении физиологического дискомфорта - болит или кружится голова, часто тошнит, знобит или, наоборот, бросает в жар. Не понимая до конца, что с ним происходит, и оттого пугаясь этого, подросток всячески пытается избавиться от негативных переживаний. Реальное знакомство с одурманивающим препаратом в этот период особенно опасно, поскольку создает иллюзию «физиологического благополучия», на время снимает дискомфортные ощущения. Кстати, первая проба наркотика в период созревания оказывается наиболее опасной. Установлено, что у человека, познакомившегося с одурманиванием в 13-14 лет, риск дальнейшего развития зависимости повышается в 2-3 раза [47, c. 55].

В определенной степени на раннее приобщение к одурманиванию способны влиять реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением. Вообще интерес к вопросам пола возникает у детей очень рано, однако поначалу он не связан с эротическими переживаниями. В подростковом возрасте он уже имеет физиологическую основу. Неспособность найти выход копящемуся внутри напряжению может подтолкнуть к использованию одурманивающих веществ. Дело в том, что некоторые из них в подростковой среде пользуются большой популярностью из-за того, что способствуют визуализации сексуальных представлений. На подростковом сленге это называется «смотреть стриптиз» [24, c. 43-45]

У подростков также бытует мнение о том, что ряд наркотиков способен усилить потенцию, выполняя роль своеобразного сексуального допинга. Чтобы снять страх и психологическое напряжение, которое возникает при первом половом контакте, некоторые подростки (обычно мальчики) могут прибегать к использованию одурманивающего препарата.

Провоцировать наркогенное заражение способна и подростковая поведенческая реакция эмансипации [5, c. 60-61]. Она проявляется в стремлении высвободиться из-под опеки, контроля родителей, учителей. Подростки всячески стремятся отстоять свое право на самостоятельность и независимость, создать свой собственный мир, не похожий на мир взрослых. Мнение и советы родителей теряют свою значимость, большую роль приобретает общение с ровесниками. Отсюда и возникают молодежная мода, сленг, музыка и т.п.- все то, что образует для подростка особый мир, отличающийся от мира взрослых. При этом для многих подростков использование наркотиков становится одним из главных способов демонстрации своей «взрослости », независимости.

Реакция группирования со сверстниками сегодня, пожалуй, играет наиболее существенную роль при вовлечении несовершеннолетних в одурманивание [9, c. 29-30]. Занять определенное положение среди сверстников, общаться именно с ними - цель психического развития подростка. Именно в общении со сверстниками происходит освоение основных коммуникативных навыков, приемов эффективной социальной адаптации, способов взаимодействия с окружающим миром. Подросток, в силу тех или иных причин лишенный контакта со сверстниками, испытывает серьезный психологический дискомфорт, ему трудно в дальнейшем приспособиться к окружающему миру.

Однако реакция группирования со сверстниками имеет и свои отрицательные стороны. По данным опросов, абсолютное большинство несовершеннолетних начинают употреблять наркотические веществ, в группе, испытывая ее сильное давление. Именно сверстники оказываются в роли инициаторов проб одурманивающего препарата. При этом перед молодым человеком встает выбор - принять предложение, стать «своим» в группе или оказаться в «гордом одиночестве», в роли «белой вороны». Нередко страх остаться одному у подростка превышает страх перед наркотиком. Тем более расплата за отказ от пробы следует незамедлительно, подросток оказывается изгоем, тогда как последствия приобщения к наркотизации скажутся спустя длительное время. Все это, а также несформированность умения сопротивляться внешнему давлению, отстаивать собственную точку зрения повышает риск возможной наркотизации.

Педагогу очень важно своевременно выявить в детском коллективе тех, кто уже имеет опыт применения наркотических или токсикоманических веществ. Во-первых, для того чтобы препятствовать дальнейшему развитию наркогенного заражения у юного поклонника дурмана, а во-вторых, для того, чтобы предотвратить приобщение к одурманиванию других воспитанников. Дело в том, что для подростков, имеющих опыт наркотизации, свойственна специфическая поведенческая реакция - прозелитизм (заражение) [11, c. 88-90]. Установлено, что один молодой человек, использующий наркотики, способен вовлечь в наркотизацию еще 4-5 подростков. Таким образом наркотизирующийся пытается снять чувство вины за собственное увлечение, оправдываясь перед собой тем, что «не он один такой плохой», а также формирует микросреду, которая живет по схожим законам и принимает его. Конечно, такое поведение редко носит осознанный характер, сам молодой человек до конца не понимает мотивы своих действий.

При определении роли группы следует учитывать, что она необязательно должна быть наркоманической или алкогольной (т. е. единственным объединяющим ее звеном является использование одурманивающих веществ). Одурманивание обычно оказывается лишь «фоном», на котором и происходит общение. Молодой человек, входя в группу, осваивает множество ее традиций и требований. Наркотизация оказывается лишь одной из них. Однако постепенно из малозначимой, второстепенной традиции использование наркотиков может выходить на первый план. И подросток, прежде лишь балующийся наркотиками или алкоголем, оказывается тесно связанным с наркотизацией. Особого внимания в распространении наркогенных традиций заслуживают различные молодежные неформальные движения.

1.3 Влияние семейного воспитания на употребление подростками наркотиков, табакокурения, алкоголя


Принято считать, что большинство детей, использующих наркотические и токсикоманические вещества, воспитываются в неполных семьях - там, где есть только мама (реже - отец). Однако сегодня это представление явно теряет свою актуальность: значительная часть несовершеннолетних, имеющих опыт наркотизации (по нашим данным, больше 60%), живут вместе с обоими родителями [26, c. 55-56]. По-видимому, главное значение имеет не состав семьи, а характер атмосферы, складывающейся в доме, эмоциональная близость и доверие, которое оказывают домочадцы друг другу. И тут классическая семья, где есть и отец, и мать, может явно проигрывать семье, состоящей из матери-одиночки и ребенка, если в первом случае взаимоотношения людей напоминают непрекращающуюся борьбу, а во втором случае ребенок окружен нежностью, любовью, заботой.

Чаще всего (и раньше всех) подвергаются наркогенному заражению несовершеннолетние из семей, где воспитание осуществляется по типу гипоопеки [20, c. 63-65]. Проще говоря, это те дети, которые предоставлены сами себе. Недостаток внимания со стороны взрослых может быть обусловлен асоциальным или далее антисоциальным поведением отца или матери, а так же конфликтными взаимоотношениями между взрослыми, когда на ребенка у них просто не остается времени. Как бы ни старались родители скрывать свои разногласия, дети по самым мельчайшим деталям - взгляду, интонации, даже жесту способны уловить признаки ссоры. Особенно чувствительны и ранимы в этом отношении младшие подростки. Реакция их на затянувшийся конфликт может быть самая непредсказуемая. Нам известен случай, когда вполне благополучный и «положительный» 13-летний мальчик почти открыто стал использовать наркотики, подружившись с подростками - грозой всего двора. Только опытный психолог сумел установить причину случившегося - подросток решил таким образом помирить родителей. Рассуждал он просто: если постоянные ссоры взрослых прекращаются на время его болезни, то такая беда, как наркомания, непременно сплотит папу и маму.

Гипоопека может иметь не только психологический, но и вполне материальный - социально-экономический фундамент. Не секрет, что у большинства взрослых на общение с собственными детьми просто не хватает времени. И дело здесь не в нерадивости отца или матери, отсутствии у них родительской привязанности или неразвитости чувства ответственности. Взрослые вынуждены проводить на работе основную часть времени, для того чтобы обеспечить собственное чадо хотя бы самым необходимым. Прекрасно понимая, чем может грозить дефицит внимания ребенку, родители все же не в состоянии что-либо изменить. Ведь отказ от работы одного из родителей или переход на менее интенсивный режим деятельности способен негативно отразиться на бюджете семьи. Что же делать?

Конечно, помочь в этом случае могут бабушки и дедушки, однако не у всех они есть. В этом случае можно рекомендовать родителям составить хорошо продуманный и четкий план организации досуга сына или дочери. Секции, кружки, тренировки - пусть у ребенка будет полная свобода выбора. Он должен знать - времени на безделье и скуку у него нет. И еще одно замечание. Успех воспитания определяется не только количеством времени, проведенного с ребенком, но и его качеством. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. Один из популярных актеров в интервью признался, что очень мало общался со своим отцом из-за его постоянной занятости. 

Особое место среди семей с гипоопекой составляют семьи наркозависимых и алкоголиков. О возможности существования наследственной предрасположенности к болезни было сказано выше. Здесь же остановимся на воспитательном потенциале такой семьи. Для детей алкоголиков и наркоманов значительно выше доступность одурманивающих веществ, они с раннего детства имеют возможность освоить различные варианты наркотизации. С другой стороны, дети воочию видят, к каким последствиям приводит использование алкоголя, наркотиков, эти вещества воспринимаются ими как причина семейной трагедии. Поэтому очень часто в дошкольном и младшем школьном возрасте такие мальчики или девочки высказывают твердые антинаркогенные установки - утверждают, что никогда и ни за что не будут использовать одурманивающие вещества, мечтают спасти своих родителей от болезни. Порой из таких детей вырастают ярые поборники трезвеннических традиций, избегающие любых форм наркотизации. Для них непереносимыми (и психологически, и физиологически) оказываются даже небольшие дозы одурманивающих веществ. Однако чаще всего развивается иной сценарий. Ребенок, став подростком, очень быстро знакомится с дурманом. Программа воспитания, заложенная родителями, начинает реализовываться. И это вполне объяснимо. Ведь именно в семье мальчик или девочка осваивает способы взаимодействия с окружающим миром, решения проблемных ситуаций, удовлетворения своих потребностей. В семье зависимых основной поведенческой схемой, используемой практически во всех случаях, является наркотизация. Молодой человек не владеет иными вариантами получения удовольствия, он не умеет преодолевать трудности, успокаиваться и т.д. без помощи дурмана. Стоит отметить, что сыновья или дочери зависимых часто используют для наркотизации иное вещество, нежели их родители. Дети наркоманов чаще становятся алкоголиками, дети алкоголиков - наркоманами. Психологи объясняют это тем, что, выбирая другое вещество, подросток противопоставляет себя родителям, доказывая свою «непохожесть». К тому же запах, вкус «вещества взрослых» у подростка может стойко ассоциироваться с теми неприятными переживаниями, которые ему пришлось пережить по вине родителей.

Дети алкоголиков и наркоманов нуждаются в особом внимании педагога. Поэтому обсуждению их проблем мы посвятили отдельную главу.

Для приобщения к наркотикам или алкоголю опасна не только гипоопека, но и, казалось бы, прямо противоположный тип семьи, связанный с гиперопекой в воспитании [34, c. 105-107]. В этом случае ребенка с раннего детства опекают и контролируют, следят за каждым его шагом, не давая ни малейшей возможности проявить самостоятельность. Ребенок или превращается в кумира семьи, чьи реальные или мнимые способности - предмет неистощимого восхищения, или становится объектом постоянных завышенных притязаний и требований со стороны родителей, которые он просто не в состоянии выполнить. Привыкнув к постоянному контролю со стороны окружающих, мальчик или девочка легко подчиняется любому внешнему давлению. Попадая под влияние асоциальной компании, такие дети совершают даже те поступки, которые в душе считают неправильными, нехорошими, и делают это просто потому, что не умеют отказываться, отстаивать свою позицию.

Таким образом, ошибки семейного воспитания могут подтолкнуть ребенка к пропасти наркозависимости. Но именно семья способна обеспечить ребенку и стойкий иммунитет к наркогенному соблазну. Сегодня уже не вызывает сомнения то, что эффективность педагогической профилактики напрямую зависит от степени включенности в нее родителей. Никакие самые современные методики, используемые педагогом, не принесут успеха, если формируемые антинаркогенные установки не находят поддержки в семье. Поэтому, продумывая варианты решения задач профилактики, в первую очередь позаботьтесь о том, чтобы взрослые члены семы школьника стали вашими союзниками.

1.4 Влияние молодежных групп на подростков


Одними из первых наркотизацию взяли «на вооружение» хиппи (Личко А.Е., 1997). Это движение возникло в 60-х гг. XX в. на Западе среди подростков и молодежи как протест против грязной войны во Вьетнаме. Основоположниками движения хиппи были такие музыканты, как Джимми Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин [38, c. 45].

Ныне популярность этого движения в молодежной среде заметно снизилась. Однако и сегодня можно встретить на улице молодых людей в подчеркнуто неряшливой одежде, украшенных многочисленными «фенечками», со странным взглядом, одновременно выражающим доброжелательность к окружающему миру и отгороженность от него.

Идеология хиппи заключается в попытке совершенствования мира. Причем в противовес традиционным представлениям о том, что преобразования невозможны без насилия, а собственные интересы лучше защищать с оружием в руках, хиппи отрицают насилие, проповедуют естественные отношения среди людей и отвергают внешние ограничения, который общество накладывает на эти естественные отношения. Не случайно иерархия общин хиппи напоминает иерархию племен с соответствующими этой иерархии ритуалами, в том числе и ритуальным раскуриванием «косячка». Хиппи, отвергая ценности современного мира, пытались и пытаются вернуться в прошлое, построить общество, в котором не нужно стремиться к тому, чтобы «владеть, знать и властвовать», а достаточно просто «быть».

Хиппи - группы свободные и открытые. Они благожелательно принимают всех, что оказывается особенно привлекательным для многих подростков, не находящих понимания в своей семье. Среди хиппи широко распространено исповедование восточной философии буддизма, кришнаитства.

Одурманивание же здесь выступает как способ перехода сознания на более высокий уровень, позволяющий полнее и глубже познать священные тексты, окружающий мир и мир внутри себя, а также стать независимым от давления среды. Хиппи верят, что с помощью наркотика можно уйти от несовершенной действительности в иной мир, в котором царят мудрость и справедливость. В группах хиппи обычно распространено использование марихуаны, гашиша, эфедрона.

Именно в среде хиппи произошло зарождение и формирование психоделической философии, сегодня ставшей основой идеологии наркогенной субкультуры.

В конце 70-х гг. в Англии возникло новое движение - панки (от англ. punk - гнилушка, гадина).

В отличие от пассивного протеста хиппи, панкам присуще активное, злое отвержение общепринятых норм и ценностей традиционной культуры. Вызывающее поведение и внешность предназначены для того, чтобы вызвать у представителей старшего поколения и благополучных сверстников крайнюю неприязнь, негодование и вместе с тем страх. В кожаных куртках и нарочито разорванных джинсах на коленях, со шпильками в ушах и кольцами в носу, ощетинившиеся разноцветными шевелюрами, с размалеванными краской лицами и унитазными цепочками, перекинутыми через плечо на манер шарфа, они вышли на улицы городов.

Постепенно не только складывалась идеология панка, но были заложены и формы его музыкального самовыражения, проявившиеся как в жестком звучании и внешней простоте и доступности, так и в манере игры,- «гаражные» записи производились на самодельных инструментах. Именно так формировался репертуар «Velvet underground», «Jggy Pop», «Sex Pistols» (эти имена до сих пор не теряют своей популярности среди молодых людей). Панк-рок отличался не только своей громкостью, неритмичностью, диссонансами, но и неприятным для слуха скрежетом, визгом. Тексты изобиловали нецензурной бранью.

Основной моралью панков являлась следующая: «Все люди гадины! Будь таким же и ты и так же относись к людям!» Проповедовалось насилие во всех формах [2, c. 65-67].

Использование наркотиков для панков являлось и является одним из вариантов выражения протеста против добропорядочного общества, способом эпатажа публики. Наиболее распространены среди панков ингаляты, эфедрон, другие стимуляторы [7, c. 23-25]

Современный панк-рок утратил былую агрессивность, да и направленность агрессии изменилась - теперь это не внешний мир, а тело и душа самого поклонника панка.

В начале 90-х гг. в Северной Америке появилась новая разновидность панк-рока - гранж. Страсть к саморазрушению была доведена основателями стиля - группой «Nirvana» до крайней степени. Девизом ее многочисленных поклонников стала заглавная строка одной из песен лидера «Nirvana» Курта Кобейна: «Я ненавижу себя, я хочу умереть». Наркотики же в этом случае дают свободу от боли, страданий внешнего мира, позволяют делать все, что хочется. Идеология гранжа очень быстро завоевала популярность среди молодых людей, она оказалась близка их восприятию окружающего мира.

Применение одурманивающих веществ среди металлистов связано с прослушиванием музыки. Считается, что под кайфом происходит более глубокое восприятие музыки. Наркотики, по мнению поклонников рока, являются необходимым средством для написания «настоящей музыки». Поэтому многие подростки, входящие в группировку металлистов, начинают использовать одурманивающие вещества из подражания своим кумирам - композиторам, исполнителям [10, c. 105-108].

Как видно из вышесказанного, список факторов, способных провоцировать наркотизацию подростков, оказывается довольно обширным. И все же, не умаляя их значения, следует понимать, что массовый характер явления связан главным образом с действием социальных механизмов. Действительно, трудно объяснить массовые «вспышки» наркотизма тем, что в обществе вдруг резко увеличивается число людей с биологической, психологической предрасположенностью к наркотизации.

 
 
 

Вступило в силу 5 сентября 2012 года

 
ПОЛОЖЕНИЕ
О порядке передачи несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, обнаруженных сотрудниками органов внутренних дел в период с двадцати трёх до шести часов вне жилища без сопровождения родителей, опекунов или попечителей либо без сопровождения по их поручению совершеннолетних лиц, родителям, опекунам или доставления таких несовершеннолетних в социально-педагогические центры
 
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ
 
Запрещается передавать несовершеннолетнего законным представителям либо совершеннолетним лицам, не имеющим при себе документов, удостоверяющих их личность, либо находящимся  в состоянии алкогольного опьянения и (или) в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ, а также с явными признаками психического расстройства (заболевания).
При передаче несовершеннолетнего законному представителю либо совершеннолетнему лицу составляется акт о передаче несовершеннолетнего который направляется в районную (городскую), районную в городе комиссию по делам несовершеннолетних для мер воздействия к родителям и ребёнку.
В случаях, если местонахождение законных представителей не установлено, либо законные представители не дали поручения о передаче несовершеннолетнего совершеннолетнему лицу, либо совершеннолетнее лицо в течение трёх часов не прибыло, либо при наличии обстоятельств, предусмотренных несовершеннолетний доставляется в социально-педагогический центр.
 
 
 
Учреждения города Пинска,
оказывающие психиатрическую, психотерапевтическую и психологическую помощь 
 
УЗ "Пинская центральная поликлиника"
Филиал "Межрайонный психоневрологический диспансер"
225710 г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8,
тел.: (0165) 32-67-04
факс: (0165) 32-67-04
e-mail: pinsk-pnd@tut.by
 
УЗ "Пинская центральная поликлиника"
Филиал «Пинский межрайонный наркологический диспансер»:
Адрес: г. Пинск, ул. Рокоссовского, 8.
Тел.: 33-64-09; 33-67-20
 
УЗ «Пинская центральная поликлиника»
Филиал «Детская поликлиника»
Центр дружественный подросткам  «НАДЕЖДА»
Адрес: г. Пинск, ул. Завальная,18
тел. 35-16-58
Для подростков и молодежи от 12 до 21 года,  родителей.
 
 
Учреждения, занимающиеся
профилактикой пьянства и алкоголизма:
 
Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья
Адрес: 220099, г. Минск, ул. Казинца, 50
Факс: 278-42-07
Отдел профилактики ВИЧ/СПИД и отдел общественного здоровья находятся по адресу: г. Минск, ул. К.Цеткин, 4
         Отдел общественного здоровья: 310-37-22 (факс: 200-36-32)
 
 
Республиканский научно-практический центр     психического здоровья
         Адрес: г. Минск, Долгиновский тракт, 152
         телефон/факс: +375 17 289-80-48
         Справочная, тел: 289-80-46
         Приемное отделение, тел: 289-87-32
         Е-mail: rkpb@mail.belpak.by
 
 
Пинский зональный центр гигиены и эпидемиологии
         Адрес: г. Пинск ул. Гайдаенко д. 5
         тел.: (0165) 37-38-82 (главный врач)
                            37-38-92 (телефон «горячей» линии)
         Е-mail: pncge@brest.by
 
 
Алкоголизм
 
Алкоголизм – это тяжелая болезнь, истоки и причины которого лежат в обществе. Иными словами – болеет не только человек, болеет – все общество вне зависимости от возраста и пола. В алкогольное рабство попадают как женщины, так и мужчины. Как взрослые, так и дети с подростками. Общественные причины – деморализация, неприкаянность в личной профессиональной жизни, отсутствие других возможностей реализации себя как активная личность, постоянно гнетущий фон настроения, неуверенность в завтрашнем дне.
Внутренние причины алкоголизма – это психическая и физическая зависимость от алкоголя с дальнейшим разрушением своего собственного здоровья и деградацией личности.
 
Подростковый алкоголизм
В последние годы отмечается рост алкоголизма среди подростков. Причин этому несколько. Самыми главными являются социальные причины, из которых основными – реклама, безнадзорность и вседозволенность в семьях, алкоголизм родителей и другие. Яркие, красочные этикетки отечественных и заморских вин, пива, крепких бросаются в глаза. Доступность и относительная дешевизна спиртных напитков является другим фактором.
Психология подростков такова, что они хотят казаться взрослее, самостоятельное. Они всегда подражают своим кумирам эстрады, кино, телесериалов, как они пытаются вести себя, говорить, употреблять спиртное, курить. Подростки вообще по своей природе склонны к подражанию всего того, что полагается модным, лучшим, престижным.
Большое значение имеет и подростковый конформизм – подражание себе подобным в кругу друзей. При этом если в пьющей пиво компании находится кто-то отказывающийся от этого напитка, то он подвергается в этой среде насмешкам, презрению и, в конечном итоге, изгоняется из группы
Большое значение при раннем употреблении спиртных напитков имеют взрослые и, прежде всего, родители. Если в семье еженедельно устраивается коллективная попойка, то ребенок воспринимает это естественным и в последующем начинает себя вести точно так же. В таких семьях дети рано приобщаются к алкоголю. А в семьях алкоголиков пьющих детей еще больше. Несмотря на то, что алкоголизм не передается по наследству, пьянство хотя бы одного из родителей во время зачатия зачастую приводит к тому, что дети в таких семьях рождаются с различными психопатическими или интеллектуальными отклонениями, задержкой развития.
Часто подростковый алкоголизм появляется в неполных семьях и как следствие – безнадзорность подростка, воспитываемого улицей. Другой причиной является гиперопека ребенка. Стремясь оградить ребенка от всех трудностей, всячески потакая ему во всем, родители воспитывают морально слабое, безвольное существо, которое попадая в другую среду легко поддается дурным влияниям, поскольку у него отсутствуют моральные тормоза.
Приобщение к алкоголю подростков приводит к изменению системы ценностей и привычек. Времяпровождение они обычно проводят в кругу пьющих друзей путем бесцельного гуляния по улицам, просиживания в барах, кафе, слушанья модной музыки, сопровождаемых приемом алкоголя. При этом совсем не остается ни времени, ни желания для саморазвития и других интеллектуальных занятий: чтения, учебы, воспринимаемых как скучная и ненужная обязанность. Приблизительно половина из пьющих подростков по данным статистики книг почти не читают
Кроме того организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что у него изначально снижена устойчивость к алкоголю, сравнительно небольшие дозы которого поначалу вызывают очень сильное опьянение и даже тяжелое отравление. Однако со временем устойчивость к употреблению больших доз алкоголя у подростка возникает, но вместе с тем катастрофически быстро возникают все симптомы алкоголизма. Организм подростка отличается от организма взрослого человека в том, что его органы и в первую очередь центральная нервная система еще развиваются и мало устойчивы к различного рода ядам, к алкоголю. Поэтому ранее начало употребления спиртного приводит к быстрому развитию зависимости от алкоголя и к поражению внутренних органов.
Из заболеваний, связанных с употреблением алкоголя, у подростков следует назвать гепатиты и панкреатиты, заболевания эндокринной системы, нарушения работы сердца, проблемы с артериальным давлением, появление различного рода легочных заболеваний, снижение устойчивости к различного рода инфекционным заболеваниям и особенно расстройства со стороны центральной нервной системы и психики.
Лечение детей, больных алкоголизмом осуществляется в специализированных палатах или отделениях наркологического диспансера, чтобы исключить контакт и влияние взрослых алкоголиков.
Профилактика подросткового алкоголизма заключается прежде всего в воспитательных и организационных мерах, направленных на то, чтобы молодой человек знал пагубное действие алкоголя и стремился активно избегать контакта с ним и с пьющими. Важно занять свободное время, поощрять и стимулировать различного рода здоровые увлечения, повысить интерес к образованию и получению профессии.
Родителям следует помнить, что безвредных для организма подростка спиртных напитков не существует.
Ещё в этом разделе