Формирование инклюзивной культуры

Формирование инклюзивной культуры

                                                                                          Детство – важнейший период

                                    человеческой жизни:

                                   не подготовка к будущей жизни,

                                           а самая настоящая, яркая.

                                  самобытная, неповторимая ЖИЗНЬ.

                                                                                              Сухомлинский

Мы все живем в обществе. Вокруг нас миллионы людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаются по характеру. Что же говорить об остальных людях?!

У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то своё, неповторимое.

Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга.

Степень зрелости любого общества оценивается отношением к незащищенным слоям населения – это дети, старики, а также люди с особенностями психофизического развития (далее – ОПФР).

Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные учреждения, где разработана и налажена методика обучения и воспитания. При этом одной из основных задач является социальная адаптация такого ребенка в реальном мире.              

Дети с ОПФР оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Именно поэтому дети с ОПФР особенно нуждаются в реализации своих способностей и достижении успехов, причём не в специализированной группе, а в обычной. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования. Что же такое инклюзивное образование? 

Существует такое слово ТОЛЕРАНТНОСТЬ.

Толера́нтность — это терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Но под словом терпимость, в данном случае, подразумевается не возможность принимать другого человека через волевое усилие над собой, а толерантность – это способность принятия другого человека через уважительное отношение к нему независимо от каких-либо отличий.

Толерантность – это и есть основа инклюзивного образования. 

 Инклюзивное образование – важная часть процесса развития общего образования, которая не только подразумевает доступность образования для всех детей, но и обеспечивает доступ к образованию для детей с ОПФР.

Инклюзивное (с франц. – «включающий в себя») образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особенностями психофизического развития в дошкольных учреждениях и общеобразовательных (массовых) школах.

Каждый ребенок, каким бы он ни был,  –  это, прежде всего, уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Можно выделить восемь принципов инклюзивного образования: 

  1. Ценность каждого человека не зависит от его способностей и достижений.
  2. Каждый человек способен чувствовать и думать.
  3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  4. Все люди нуждаются друг в друге.
  5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее достигается в том, что они могут делать, чем в том, чего не могут.
  8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Как для детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для здоровых детей интеграционная система имеет преимущества:

социального характера:

- развитие самостоятельности через предоставление помощи;

- обогащение коммуникативного и нравственного опыта;

- формирование толерантности, терпения, умения проявлять сочувствие и гуманность.

психологического характера:

- исключения развития чувства превосходства или комплекса неполноценности.

медицинского характера:

- подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме;

- исключение социальной изоляции, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей».

педагогического характера:

- рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом);

- активизация когнитивного развития через коммуникацию и имитацию.

Взаимодействие обычных детей и детей с особенностями психофизического развития способствует формированию у первых альтруизма и гуманности. Они учатся воспринимать «особых» детей как обычных членов общества. А включенность в обычную среду сверстников воспитанников с особенностями психофизического развития расширяет круг общения этих детей, формирует у них навыки коммуникации, межличностного взаимодействия, что в целом повышает адаптационные возможности детей.

Ведь все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, все мы должны уважать индивидуальность каждого человека, должны жить и понимать друг друга. Все эти качества в своих детях вы можете воспитать только своим добрым примером. Помните, что дети – это зеркало отношений и характеров родителей.

Если мы хотим воспитать толерантного ребёнка, то вы, родители, сами должны толерантно относиться к нему. И тогда ребёнок с ОПФР, обучающийся в обычном классе, никогда не почувствует себя ненужным.

А также, давайте задумаемся о том, что все мы люди, и никто не застрахован от родовой травмы, наезда пьяного водителя, генетического заболевания и т.д. Каждый из нас может в любой момент оказаться на месте той семьи, в которой есть ребенок с ОПФР, столкнуться с их проблемами.

Поиск наиболее правильных путей, средств, методов для успешной интеграции такого ребенка в общество – задача всех и каждого. Ведь наполнить черно-белый мир маленького человека яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями.

 

Ещё в этом разделе