Аттестация педагогических работников

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личностных качеств, достижений педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, морального, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

На этой вкладке вы найдете все необходимые сведения об аттестации педагогических работников.

Методическое обеспечение аттестации педагогических работников

Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям

развернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей по категориям

 

 

2–я категория

1–я категория

Высшая категория

Преподавание предмета в общеобразовательном учреждении

В общеобразовательной школе + факультативные занятия

В общеобразовательной школе, в гимназии и лицее + факультативные занятия

В общеобразовательной школе,   в гимназии и лицее + факультативные занятия

Обеспечение выполнения программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований

Выполнение программных требований с применением современных образовательных технологий, расширение программных требований, разработка и составление практических материалов для обеспечения расширенных и углубленных программных требований

Отношение к нормам деятельности

Выполняет

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий

Выполняет, качественно обеспечивает с помощью современных образовательных технологий,адаптирует нормы деятельности для саморазвития и самообразования учащихся

Опыт, методические приёмы

Накапливает опыт, использует стандартные современные методики и приемы

Изучает и формирует собственную образовательную практику, использует эффективные методические приёмы

Формирует, изучает, описывает, распространяет собственный эффективный опыт, применяет адаптированные к собственному опыту современные образовательные и информационные технологии

Управление учебной деятельностью

Контролирует выполнение (видит результат)

Руководит (видит близкие цели и пути их достижения)

Управляет (влияет на опережающий характер развития человека)

Дифференцирует учащихся

По уровню обученности

По уровню обученности, обучаемости

На основе уровней обученности, обучаемости формирует высокий уровень самообучаемости учащихся

Уровень развития рефлексии

Затрудняется определить причину неудач

Причину неудач видит в несовершенных УМК, программах

Причину неудач видит в противоречиях в практике, может анализировать, проектировать и программировать направленные в ней изменения

Методическая грамотность

Владеет методикой преподавания предмета на уровне теории и собственной практики

Владеет предметно ориентированными здоровьесберегающими техноло­гиями

Владеет личностно ориентированными здоровьесберегающими, развивающими и информационными образовательными технологиями

свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 2 категории

развернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 2 категории

 
  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.  Знание современных достижений в методике обучения: следит за специальной и методической литературой, работает по готовым методикам и программам обучения, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения распространяются лишь на некоторые участки работы.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: знает современные и зарубежные технологии обучения, владеет набором вариативных методик и педагогических технологий и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

1.5.Знание возрастной психологии учащихся: ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет индивидуальный подход с учетом темпа развития учащихся, их склонностей, интересов и состояния здоровья.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности, умеет увлечь учащихся преподаваемым предметом, варьирует разнообразные формы и методы работы, стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

2.3.Уровень обученности учащихся: обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов, тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике. Учащиеся демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета.

  1. Коммуникативная культура:стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса, владеет известными в педагогике приемами убеждения, неукоснительно соблюдает педагогическую этику общения, координирует свои действия с коллегами, учащимися и их родителями, обладает педагогическим тактом, знает элементарные требования к культуре речи, создает благоприятный климат в коллективе.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 1 категории

развернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей 1 категории

 
  1. Профессиональный уровень учителя
  2. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных способностей учащихся при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления учащихся процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся, пробудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов.

  1. Коммуникативная культура:постоянно стремится к расширению круга профессионального общения, проявляет инициативу в общении; способен принять решения в трудной ситуации. Настойчив в деятельности, которая его привлекает. Обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения. Общение с детьми строит на основе доверия и уважения. Умеет ясно и логично выражать мысли, демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию.
свернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей высшей категории

развернуть

Качественные характеристики профессиональных умений учителей высшей категории

 
  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные методики и программы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

  1. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: способствует, поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учащихся. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету. Работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учащимися.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность учащихся. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета, показывают стабильно высокие результаты в различных конкурсах, являясь победителями и призерами (за последние 3 года). Большинство из них дополнительно занимаются предметом

  1. Коммуникативная культура:испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами. В совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.
свернуть