Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!

16.06.2022

Тема: «Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!»

Цель: создание условий для формирования представлений воспитанников о лидерстве, осознанию сущности и функций лидерства в самоуправлении.

 

Блок 1 Самоуправление

В Кодексе Республики Беларусь об образовании зафиксировано, что обучающиеся имеют право на участие в управлении учреждением образования. Оздоровительный лагерь, образовательно-оздоровительный центр относятся к воспитательно-оздоровительным  учреждениям образования.

Реализовать право на участие в управлении воспитанники могут посредством участия в самоуправлении, являющемся одной из важнейших форм социализации и подготовки подростков к самостоятельной жизни. Ценности и приоритеты самоуправления связаны с ценностями и содержанием воспитания, которые определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и других нормативных правовых и программных документах.

Самоуправление способствует формированию ценностного отношения к себе и окружающим, проявлению инициативы и активности, получению опыта практической деятельности и формированию ответственности за свои действия, а также усилению идеологической и гражданско-патриотической направленности процесса непрерывного воспитания.

Самоуправление призвано способствовать формированию готовности воспитанников в будущем активно участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и др.), готовности самостоятельно принимать решения в сфере государственно общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.

Участие в решении общих проблем способствует выработке качеств, необходимых для преодоления трудностей социального взаимодействия.

Самоуправление как система организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает развитие самостоятельности воспитанников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей совместно с педагогическим коллективом и руководством учреждения образования.

Обеспечить вовлечение воспитанников в решение управленческих задач возможно за счет привлечения их к деятельности органов самоуправления. Органы самоуправления – это избираемые непосредственно воспитанниками органы, наделенные полномочиями по решению определенного круга вопросов. Динамичность и вариативность развития органов самоуправления предусматривает соответствие их структуры целям деятельности воспитанников, содержание этих целей меняется в зависимости от задач, стоящих перед временным детским объединением.

Содержание самоуправления включает следующие основные направления деятельности:

  • гражданское и патриотическое воспитание;
  • формирование здорового образа жизни;
  • реализация права на образование;
  • реализация права на труд;
  • реализация права на объединение;
  • развитие и реализация общественно значимых инициатив воспитанников;
  • взаимодействие и сотрудничество самоуправления с родителями, семьями, государственными учреждениями, общественными объединениями и др.

Основным условием успешного развития и функционирования органов самоуправления является непрерывная, систематическая педагогическая поддержка всех его участников. Она осуществляется через взаимодействие представителей и органов самоуправления с руководством учреждения образования, педагогом-организатором, отрядными педагогами.

 

Блок 2 Кто такой лидер?

Лидер (от англ. leader ведущий, первый, идущий впереди) человек, который ведет людей за собой, выражая и реализуя ценности той или иной социальной группы.

Лидер лицо, способное воздействовать на других в целях объединения участников для совместной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и интересов каждой личности и группы в целом.

Лидер индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения членов группы) качествами и способностями, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Лидер обладает привлекательным социальным имиджем, авторитетом, популярностью в группе людей. Он служит образцом для подражания, своеобразным эталоном для других членов группы.

Лидер член группы, за которым она признает право при­нимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

Участники самоуправления видят в лидере защитника своих прав, интересов и потребностей. Делегирование лидеру определенных прав и полномочий по отношению к отдельным участникам или группе (командовать, принимать решения, распределять обязанности, контролировать, оценивать и т. д.) обеспечивает его высокий статус в самоуправлении и, следовательно, ответственность перед его участниками.