Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!
16.06.2022Тема: «Лето – время действовать. Самоуправление – это школа юного лидера!»
Цель: создание условий для формирования представлений воспитанников о лидерстве, осознанию сущности и функций лидерства в самоуправлении.
Блок 1 Самоуправление
В Кодексе Республики Беларусь об образовании зафиксировано, что обучающиеся имеют право на участие в управлении учреждением образования. Оздоровительный лагерь, образовательно-оздоровительный центр относятся к воспитательно-оздоровительным учреждениям образования.
Реализовать право на участие в управлении воспитанники могут посредством участия в самоуправлении, являющемся одной из важнейших форм социализации и подготовки подростков к самостоятельной жизни. Ценности и приоритеты самоуправления связаны с ценностями и содержанием воспитания, которые определены в Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи и других нормативных правовых и программных документах.
Самоуправление способствует формированию ценностного отношения к себе и окружающим, проявлению инициативы и активности, получению опыта практической деятельности и формированию ответственности за свои действия, а также усилению идеологической и гражданско-патриотической направленности процесса непрерывного воспитания.
Самоуправление призвано способствовать формированию готовности воспитанников в будущем активно участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (законопослушного гражданина, избирателя, члена общественных организаций и др.), готовности самостоятельно принимать решения в сфере государственно общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия.
Участие в решении общих проблем способствует выработке качеств, необходимых для преодоления трудностей социального взаимодействия.
Самоуправление как система организации жизнедеятельности коллектива обеспечивает развитие самостоятельности воспитанников в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей совместно с педагогическим коллективом и руководством учреждения образования.
Обеспечить вовлечение воспитанников в решение управленческих задач возможно за счет привлечения их к деятельности органов самоуправления. Органы самоуправления – это избираемые непосредственно воспитанниками органы, наделенные полномочиями по решению определенного круга вопросов. Динамичность и вариативность развития органов самоуправления предусматривает соответствие их структуры целям деятельности воспитанников, содержание этих целей меняется в зависимости от задач, стоящих перед временным детским объединением.
Содержание самоуправления включает следующие основные направления деятельности:
- гражданское и патриотическое воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- реализация права на образование;
- реализация права на труд;
- реализация права на объединение;
- развитие и реализация общественно значимых инициатив воспитанников;
- взаимодействие и сотрудничество самоуправления с родителями, семьями, государственными учреждениями, общественными объединениями и др.
Основным условием успешного развития и функционирования органов самоуправления является непрерывная, систематическая педагогическая поддержка всех его участников. Она осуществляется через взаимодействие представителей и органов самоуправления с руководством учреждения образования, педагогом-организатором, отрядными педагогами.
Блок 2 Кто такой лидер?
Лидер (от англ. leader – ведущий, первый, идущий впереди) – человек, который ведет людей за собой, выражая и реализуя ценности той или иной социальной группы.
Лидер – лицо, способное воздействовать на других в целях объединения участников для совместной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей и интересов каждой личности и группы в целом.
Лидер – индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными (с точки зрения членов группы) качествами и способностями, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной. Лидер обладает привлекательным социальным имиджем, авторитетом, популярностью в группе людей. Он служит образцом для подражания, своеобразным эталоном для других членов группы.
Лидер – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
Участники самоуправления видят в лидере защитника своих прав, интересов и потребностей. Делегирование лидеру определенных прав и полномочий по отношению к отдельным участникам или группе (командовать, принимать решения, распределять обязанности, контролировать, оценивать и т. д.) обеспечивает его высокий статус в самоуправлении и, следовательно, ответственность перед его участниками.