Кафедра правовых знаний

Профилактика правонарушений подростков (7 класс)

25.11.2023
развернуть

Профилактика правонарушений подростков

 

Что такое правонарушение?

Правонарушение — это неправомерное поведение, виновное, противоправное общественно опасное деяние, противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность. Все правонарушения принято подразделять на две группы: проступки и преступления (самые тяжелые правонарушения).

Проступки могут быть трудовыми, дисциплинарными, административными и гражданскими (деликтными).

Под преступлениями понимают, как правило, уголовные преступления, то есть деяния, нарушающие уголовный закон. Они могут различаться по категории тяжести.

В зависимости от вида правонарушения выделяют соответствующую ответственность — уголовную, административную, дисциплинарную, гражданско - правовую.

1. Уголовная ответственность - ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2. Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности и др.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Физическое лицо, совершившее правонарушение от 14 до 16 лет, подлежит административной ответственности за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания, оскорбление, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение чужого имущества, жестокое обращение с животным или избавление от животного, мелкое хулиганство.

3. Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4. Гражданско - правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Причины и условия противоправного поведения несовершеннолетних

Правонарушения несовершеннолетних, имеет свои особенности. Они связаны с возрастными, психологическими, половыми и иными отличиями личности несовершеннолетних правонарушителей и механизмом противоправного поведения;

Анализ наблюдений за данной категорией обучающихся показал, что причины отклонений в поведении школьников очень разнообразны.

  1. Педагогическая неграмотность родителей:
  2. Безнадзорность, вызванная в одном случае занятостью родителей, в другом - их безответственным отношением к воспитанию детей.
  3. Отрицательный пример родителей, аморальное поведение, пьянство и др.
  4. Нарушение структуры семьи (отсутствие отца, конфликт с отчимом). Непосредственным объектом социального контроля в сфере профилактики преступлений выступает личность подростка

К ним, прежде всего, следует отнести:

- детей и подростков, которые самовольно оставили учебу в школах, нигде не учатся, не работают и ведут антиобщественный образ жизни;

- трудновоспитуемых и неуспевающих учеников, систематически нарушающих школьный режим и правила общественного поведения;

- безнадзорных подростков из числа учащихся, совершивших правонарушения и состоящих на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних.

Как известно, преступление является следствием сложного взаимодействия личности со средой.

Результаты работы с данной категорией обучающихся дают основание утверждать, что правонарушения среди обучающихся в настоящее время связаны с неблагоприятными условиями формирования личности, с недостатками в нравственном и трудовом воспитании, плохой организации досуга, а также в недостаточной деятельности общественных организаций в борьбе с детской безнадзорностью и правонарушениями. Факторы и причины возникновения правонарушений среди учащихся.

Социальные факторы: Неблагоприятные условия семейного воспитания. Асоциальное поведение родителей - пьянство, разврат, проявление жестокости, совершение правонарушений и преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей. 

Недостаточная любовь и внимание родителей. Внешне совершенно обычный ребёнок может быть внутренне одиноким, потому что до его переживаний и интересов никому нет дела. Такие ребята стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи.

Гиперопека. Родители так боятся, что их дети наделают ошибок, что полностью их контролируют, что рождает инфантильность, несамостоятельность, личную несостоятельность. При ослаблении контроля старших ребёнок оказывается дезориентированным в своём поведении. Такие дети часто оказываются вовлечёнными в противоправные действия. 

Чрезмерное удовлетворение потребностей ребёнка. В семьях, где детям ни в чём не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых удовольствий и благ. Нередко «слепая» родительская защита детей порождает в них уверенность в своей безнаказанности. Отсутствие привычки к разумному ограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые ими под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. 

Чрезмерная требовательность и авторитарность родителей.

Излишняя суровость, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребёнка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания. Всё это разрушает атмосферу доверия и взаимопонимания, нередко толкая детей на преступления. 

Памятка «Поиск конструктивного взаимодействия семьи с ребёнком»

  • Сохраняйте спокойствие и достоинство: криками и угрозами вы ничего не добьётесь.
  • Разберитесь в ситуации. Не делайте категоричных выводов.
  • Сохраните доверие ребёнка к себе.
  • Поговорите с ним на равных. Вполне возможно, что ребёнок ведёт себя вызывающе, чтобы самоутвердиться, пережить жизненную драму.
  • Узнайте, как можно больше о том, что происходит с вашим ребёнком. Не верьте ему полностью - правда лежит где-то посередине.
  • Измените своё отношение к ребёнку, признав, что он уже взрослый и сам может отвечать за свои поступки.
  • Не позволяйте собою манипулировать.
  • Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
  • Меньше говорите, больше делайте.
  • Установите разумные границы контроля.
  • Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
  • Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком.
  • Не исправляйте за ребёнка его ошибки.
  • Меньше говорите, больше делайте.
  • Установите разумные границы контроля.
  • Помогайте ребёнку изменить жизнь к лучшему.
  • Постарайтесь восстановить взаимопонимание с ребёнком. 

Советы родителям несовершеннолетних детей по профилактике противоправного поведения

Каждый человек в состоянии совершить правонарушение. Другое дело, что далеко не каждый его все-таки совершает. Большинство взрослых людей достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским долгом, правилами морали и мирного сосуществования в обществе. А вот подростки зачастую не в состоянии адекватно оценивать не только себя, но и свои поступки.

Основной причиной преступлений, реализуемых детьми, является неосознанность ими всей серьезности выполняемых поступков.

Поэтому правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

В таком случае важно в целях профилактики преступлений и правонарушений среди молодежи:

  1. Родителям не допускать конфликтных семейных ситуаций на глазах у ребенка, т.к. они действуют на него резко отрицательно.
  2. Родителям быть толерантными по отношению к своим детям и их начинаниям.
  3. Родителям не ставить детей на второе место после карьеры.
  4. Родителям правильно воспитывать своих детей. Прививать правильные жизненные ориентиры, убеждения, ценности - все это является первичной задачей семьи. Формировать чувство ответственности и долга.
  5. Родителям стоит обращать внимание на поведение детей в раннем возрасте и стараться пресечь любые проявления жестокости со стороны ребенка по отношению к животным, младшим или старшим братьям и сестрам, а также к своим ровесникам.
  6. Родителям стараться как можно лучше знать, с кем общается их ребенок (в разумных пределах), т.к. дружеское общение со сверстниками - одна из главных психологических потребностей в подростковом и юношеском возрасте и то, чего не хватает ребенку дома, он стремится перенять именно от своих друзей.

Таким образом, семья является важным элементом в системе ранней профилактики преступлений и правонарушений, и, именно, на семью возлагается огромная роль в воспитании молодого поколения как правосознательных граждан.

свернуть