РАСПОЗНАВАНИЕ МАРКЕРОВ
СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
Главное средство предупреждения суицида – любовь, чуткость, доверие, и диалог. В данной области нет стандартных решений, точных измерителей и надежных прогностических методик и каждый случай уникален, но Вы должны знать, как определить наличие опасности.
Факторы и ситуации, повышающие риск суицида:
- низкий социально-экономический статус, низкий образовательный уровень, безработица в семье;
- утрата близких, имущества;
- социальная изоляция (замыкаются в себе, становятся молчаливыми, печальными, пассивными);
- неумение решать конфликтные ситуации (проявляют склонность к разрушительному, агрессивному поведению);
- вопросы идентичности, связанные с сексуальной ориентацией;
- ситуации открытого отвержения (группой, семьей, сверстниками);
- признаки депрессии, стресса;
- злоупотребление алкоголем, наркомания, или другие виды антисоциального поведения;
- насилие в семье, частые ссоры в семье, развод родителей, высокий уровень агрессии в семье;
- психотические расстройства, психозы;
- проявление антисоциального поведения;
- нарушение пищевого поведения (анарексия или булимия);
- наличие в анамнезе в одной или нескольких суицидальных попыток;
- уязвимые дети, страдающие от чувства униженного достоинства;
- разлука с друзьями, любимой девушкой, парнем, смерть любимого и т.д.;
- запугивание, издевательство со стороны сверстников, длительное пребывание (в роли козла отпущении или жертвы);
- интенсивность суицидальных мыслей, их глубина и продолжительность «т.е. их упорный, навязчивый характер».
Своевременное выявление учащихся с личностными нарушениями и обеспечение их психологической поддержкой является задачей огромной стратегической важности.
«Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для подростка – глобальная проблема. Обязанность любого, будь то педагог или родитель, – не допустить у подростка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет».
И. А. Паршутин (кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России).
Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие.
Словесные признаки:
* открытые и прямые высказывания о принятом решении покончить с собой;
* косвенные намеки на совершение самоубийства (например, « Больше я не буду ни кому мешать», «Скоро от меня отдохнете» и т. п.);
* нездоровый интерес к вопросам смерти, увлечения литературой по вопросам жизни и смерти (например, увлечении книгами о самоубийцах, ритуалах погребения, « загробной» жизни и т.п.), частые разговоры на эту тему (одно из самых распространенных заблуждений заключается в том, что люди, которые говорят о самоубийстве, никогда не совершат его);
* высказывания своих мыслей по поводу самоубийства в подчеркнуто легкой и шутливой форме (например, «… смерть- всего лишь одна из сторон жизни», « чего бояться смерти - мы и так значительную часть жизни тратим на сон»).
Поведенческие признаки:
* безвозмездная раздача вещей, имеющих для человека высокую значимость;
* налаживание отношений с непримиримыми врагами;
* отсутствие желания ухаживать за собой, запущенный и неряшливый внешний вид;
* пропуски занятий, потеря интереса к привычным для подростка увлечениям, хобби;
* отстранения от друзей и семьи;
* частое уединение, проявление замкнутости и угрюмости;
* безразличие к окружающему миру.
Что могут увидеть педагоги:
- изменение внешнего вида, самоизоляцию в урочной и внеклассной деятельности, - ухудшение работоспособности;
- небрежное отношение к своим школьным принадлежностям (при том, что ранее было другое);
- частые прогулы (отсутствие на определенных уроках);
- резкие и необоснованные вспышки агрессии;
- рисунки по теме смерти на последних страницах тетрадей, тема одиночества, кризиса, утраты смысла в сочинениях на свободную тему или в размышлениях на уроках гуманитарного цикла
Что могут увидеть родители:
- изменения настроения, питания, изменения сна;
- изменения в отношении к своей внешности;
- самоизоляцию;
- интерес к теме смерти (появление в доме литературы по этой теме, переписка в Интернете и т.п.);
- нежелание посещать кружки, школу (в том числе учащение прогулов);
- серьезные изменения в состоянии здоровья (частые простуды, частые головные боли и др.)
Если замечена склонность подростка к самоубийству, воспользуйтесь следующими советами, которые помогут изменить ситуацию.
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка.
В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств подростка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если подросток имеет ясное представление о том, каким способом он хотел бы покончить с собой.
3.Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам подростка, не пренебрегайте ничем из всего сказанного им. Попытайтесь убедить его раскрыть свои чувства, поделиться накопившимися проблемами.
- Не бойтесь прямо спросить подростка, не думает ли он о самоубийстве. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свой проблемы.
- Постарайтесь акцентировать внимание подростка на позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него. Спросите у подростка,
что ощутили бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.
- Придайте уверенность подростку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.
Оснований для совершения подростком самоубийства много, и во всех случаях подростку необходима профессиональная психологическая консультация и помощь.